Возвращаться некуда: почему смягчение карантинных мер не поможет бизнесу
бизнесменДмитрий ПотапенкоВ связи с улучшением ситуации с распространением коронавируса мэр Москвы Сергей Собянин отменил ряд коронавирусных ограничений. Руководители организаций могут теперь сами решать возвращать работников в офисы или сохранять «удаленку». Кроме того, в столице отменили ограничения на ночную работу предприятий общественного питания, ночных клубов, баров.
«Пандемия идет на спад, и в этих условиях наш долг создать условия для максимально быстрого восстановления экономики, в первую очередь — наиболее пострадавших отраслей потребительского рынка», — написал Собянин в своем блоге.
Корреспондент «Актуальных комментариев» спросил бизнесмена Дмитрия Потапенко о том, как быстро сможет восстановиться бизнес после снятия ограничений.
— Эти меры необходимые, но недостаточные, поэтому говорить о том, что снятие ограничений привнесет значительный вклад в восстановление бизнеса, — абсолютная иллюзия. Ночная работа общепита приведет к приросту посещения от силы 5-7%, этого мало. Ключевой вопрос — возрождение потребительского спроса, а пока что этого не наблюдается. Касаемо возвращения людей с удаленки, к сожалению, для большинства окажется неприятнейшем сюрпризом, что работа в офисе — это не обязанность, а привилегия. Поэтому я думаю, что большинство людей не вернутся в офис вообще и будут искать работу на удаленке в других сферах. В частности, это связано с отсутствием потребительского спроса. Если кто-то рассчитывал, что выйдет с удаленки и восстановит доход, то это иллюзия. Бизнес претерпел серьезнейшие изменения, поэтому восстановления не ожидается. Появится положительная динамика, то есть он, грубо говоря, не будет так быстро загибаться, но говорить о восстановлении рано. Этих мер недостаточно для значимых изменений в бизнесе.
Чтобы бизнес начал восстанавливаться, надо найти ответ на вопрос, что мы, Россия, даем, как продукт в международном разделении труда. На сегодняшний день нам надо определиться, что мы дальше будет производить на внешний рынок, потому что без решения этого вопроса, все остальные — фрагментарные. Второй вопрос, который кажется проще, — это потребительский спрос. Чтобы он начал восстанавливаться, нужно ответить, а где эти люди будут работать, потому что работы сейчас нет во всем мире, и непонятно для кого производить товары и услуги, так как рынок очень сильно схлопнулся. Мобилизационная экономика и потребление — это жесткое испытание для всех. А для России, которая была и остается сырьевой колонией, это испытание куда жестче, чем для всех остальных. Сырье в больших объемах становится менее востребовано, чем интеллектуальные услуги.