«Все меняется...»
Решения, связанные с отставкой мэров, вполне в стиле Шойгу. Одно из требований к новым людям – профессионализм и нормальные каналы коммуникации с обществом. Иметь позитивный образ в обществе является абсолютно необходимыми для человека, который управляет каким-то регионом, городом, районом в любой части России. Но особенно это важно в регионах с высокоразвитой социальной, экономической и политической жизнью, таких как Москва и Московская область.
Конечно, всем невозможно понравиться, но нельзя быть со всеми в конфликте. Это во многом оказывается верным в отношении Стрельченко. Было много шума из-за Химкинского леса. К тому же избиение в свое время главреда химкинской газеты, хоть и не нашли тех, кто это сделал, бросает слишком большую тень подозрений на мэра. В этих условиях, для того, чтобы власть могла взаимодействовать с обществом, она вынуждена освобождаться от таких людей как Стрельченко, вне зависимости от того, какой бы менеджер он ни был. На мэра города не должно падать подозрение, что он организовал избиение или какое-нибудь другое противоправное действие.
Как всякий мудрый руководитель, Шойгу не исходит только из того, «его человек» или «не его человек» на должности мэра. Шойгу оценивает, насколько он эффективный, как он исполняет свои обязанности. Поэтому заявления, что Шойгу избавляется от людей Громова, абстрактные и беспочвенные.
Хотя политический подтекст в этих отставках есть. Что касается вероятности избрания Чириковой в Химках, то это совершено исключено. Никакой популярности у нее нет, она представляет в лучшем случае 10-15 процентов жителей. Вариант, что она станет мэром Химок, совершенно невозможный.
Можно проследить несколько мотивов отставки мэров Химок и Балашихи. Сергей Шойгу на посту губернатора заинтересован в продвижении лояльных кандидатур на посты мэров. Подмосковье – регион специфичный в том плане, что здесь очень разветвленная сеть муниципалитетов (их очень много). Отношения между муниципальной властью и региональной во времена предшественника Шойгу - Громова - были зачастую напряженными, конфликтными, передел сфер влияния очень часто касался именно постов глав подмосковных городов. И в связи с этим ситуация именно на муниципальном уровне в городах часто не контролировалась региональной властью.
Сергей Шойгу заинтересован в том, чтобы выстроить собственную систему управления и получить контроль за ситуацией на всех уровнях. Поэтому продвижение лояльных кандидатур выглядит первостепенной задачей для него. Собственно, в свое время то же самое делал его предшественник. Это нормально, это типичная стратегия для руководителя такого уровня.
Прежде всего, отставки мэров, как мне кажется, связаны с тем процессом в ревизии деятельности предшествующей администрации и администрации местных уровней, которые инициировал Шойгу, придя на пост губернатора.
Поскольку отставка состоялась полюбовно, можно сказать, вряд ли мы узнаем детали о результатах этой проверки, но, видимо, они оказались неудовлетворительными, с точки зрения нового руководителя области. Это касается и Химок, и Балашихи. Кроме того, в случае Химок сыграло роль и то, что на федеральном уровне мэр Химок стал достаточно одиозным персонажем, и если для прежнего губернатора он был одним из доверенных людей, то в случае с новым губернатором эта одиозность, в общем-то, ничем не компенсировалась, была балластом.
Что касается новых фигурантов, очевидно, что на кого-то будет делаться ставка со стороны руководства области, и характерно, что уже человек со стороны назначен и.о. губернатора Химок, - бывший вице-губернатор Тульской области. Но я думаю, что Шойгу исходит из того, что руководитель города должен соответствовать определенным деловым квалификационным требованиям, быть профессиональным и договороспособным человеком. У самого Шойгу достаточно и политического искусства, и административных рычагов воздействия, чтобы выстроить отношения с любым руководителем. Поэтому думаю, что он вполне искренен, когда говорит о том, что конкретная фамилия будущего мэра города не является главным показателем.
Шойгу в каком-то смысле и лишен возможности ставить всюду своих людей, потому что у него нет такого большого пула сослуживцев, из которого бы он рекрутировал руководящие кадры, и по большей части, они остались в МЧС. Но у него есть все возможности для того, чтобы сделать своими тех людей, с которыми ему доведется работать. Поэтому действительно вполне убедительно и искренне звучат его слова о том, что главным критерием будет честность процедуры и профессионализм кандидата выборов. С политической точки зрения очевидно, что для него неким плюсом, индикатором его политических позиций, будет именно качество процедуры в большей степени, чем фамилия победителя.
Что касается Чириковой – она участвовала в выборах мэра Химок. И думаю, что на пике кампании вокруг Химкинского леса тот ее результат был абсолютным максимумом. Вряд ли есть шанс на то, что она поднимется выше этого результата просто потому, что она явно не соответствует тем требованиям, которые и население, и руководство региона предъявляет к позиции главы руководителя исполнительной власти города.
Как правило, люди могут голосовать за общественников, за яркие идеологические фигуры на парламентских выборах, на выборах депутатов, в том числе, разного уровня, но в случае с выборами мэров руководствуются другой логикой и ориентируются на деловые качества в большей степени. Может быть, ориентируются еще на какие-то показатели, но не на тот тип символического капитала, которым располагает Чирикова. На выборах в мэры его конвертировать в какой-то серьезный результат невозможно. Этому нет никаких предпосылок.
Кроме того, надо сказать, что тема, на которой Чирикова сделала себе имя (тема Химкинского леса) характерна именно тем, что это пример очень масштабной, большой пиар-аферы, некоего общефедерального события, раздутого на пустом месте. Это можно считать в известной степени формулой успеха, но это не тот тип успеха, который может быть необходим руководителю города.