Статья
1022 6 марта 2009 0:01

Встреча Лаврова и Клинтон

Состоялась встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Перед началом встречи они вместе нажали на сувенирную кнопку «перезагрузка», подаренную Лаврову Клинтон. Как сообщил «Интерфакс», в слове, написанном на кнопке, была сделана ошибка: вместо слова «перезагрузка» было написано «перегрузка». Позже, уже на пресс-конференции по итогам встречи, Лавров шутя заявил, что по вопросу о правильном переводе слова «reset» стороны достигли полного согласия.

И Лавров, и Клинтон выразили удовлетворение проведённой беседой и заявили о достижении взаимопония по ряду вопросов. Она касалась всего спектра проблем российско-американских взаимоотношений, включая проблематику Афганистана, Ирака и КНДР, сокращения наступательных вооружений и ПРО, а также ситуацию вокруг Косово. По словам Сергея Лаврова, приоритеты России и США на ближайшую перспективу «по большей части совпадают». Как заявил глава российского внешнеполитического ведомства, «было бы преувеличением сказать, что мы согласились во всем, но мы договорились по всем вопросам работать по-партнерски, честно и открыто».

Официально беседа Лаврова и Клинтон проводилась с целью подготовка повестки дня для предстоящей встречи президентов России и США - Дмитрия Медведева и Барака Обамы – на саммите G20 в Лондоне. Сергей Лавров выразил уверенность, что предстоящей встрече президенты РФ и США сделают стратегический выбор в пользу развития конструктивных отношений двух стран.

Сергей Лавров сообщил об общей заинтересованности России и США в укреплении сотрудничества на афганском направлении. Кроме того, по словам российского министра иностранных дел, Россия готова оказать содействие успеху конференции по Афганистану, которая должна состояться в конце марта в Европе.

Главы российского и американского внешнеполитических ведомств обсудили также и общие контуры будущего договора о СНВ и договорились о плане работ по его подготовке. По словам Лаврова и Клинтон, Россия и США намерены заключить новый договор уже до конца 2009 года. Он также выразил надежду и на достижение общего языка по проблематике ПРО.

Участники встречи на итоговой пресс-конференции коснулись и косовской проблематики. По словам Лаврова, косовская проблема – одна из тех, по которым у России и США сохраняются серьёзные разногласия.

По иранской проблеме участники встречи не демонстрировали разногласия, однако госсекретарь США подчеркнула, что режим санкций в отношении Ирана будет сохранён. При этом Хиллари Клинтон заявила о готовности выслушать советы и соображения российской стороны по данной проблеме. В свою очередь, Сергей Лавров выразил готовность России добиваться совместно с США политико-дипломатического решения ядерных проблем Ирана и КНДР в рамках существующих переговорных форматов.

Ранее газета «Нью-Йорк Таймс» сообщала, что в феврале Барак Обама направил президенту России Дмитрию Медведеву послание, в котором якобы выражал готовность к отказу от размещения объектов ПРО в Восточной Европе в обмен на помощь в переговорах с Ираном и солидаризацию в «иранском вопросе» с позицией США. Пресс-секретарь Президента РФ Наталья Тимакова подтвердила факт получения письма, но опровергла информацию о предложенном обмене. Впрочем, и согласно исходному сообщению «Нью-Йорк Таймс» со ссылкой на источник в администрации США, в послании говорилось не о конкретных инициативах, а о «стимуле для того, чтобы Москва сформировала с США единый фронт против Ирана».

Таким образом, наиболее актуальными темами российско-американского диалога на ближайшее время становятся вопрос о ПРО в Восточной Европе, подготовка договора о сокращении стратегических наступательных вооружений и диалог по иранской проблематике.

фото: ИТАР-ТАСС

Комментарии экспертов

Если оценивать сложившуюся ситуацию с российско-американскими отношениями,  то можно отметить ряд особенностей. Первая особенность – это очевидная готовность элит обеих стран к взаимодействию, определённая радость по поводу того, что период острой конфронтации пройден и эмоциональный фон стал очень благоприятным. Вторая особенность – то, что страны при этом не имеют общего мнения о том, какая общая тема должна объединять две страны, о чём, собственно, говорить, где искать прорывы. Предложенная Обамой и Клинтон тема разоружения выглядит из Москвы не очень логичной, потому что она не кажется сегодня настолько актуальной, каковой она была, например, в восьмидесятые годы. Третий аспект связан с тем, что при общем стремлении к сближению существуют очевидные стилистические разногласия. В Москве искренне не могут понять причины гнева Вашингтона по поводу стилистики Москвы в том же конфликте с Украиной, в свою очередь, в Вашингтоне не могут понять причины гнева Москвы, когда этот вопрос затрагивается. И всё это создаёт определённые риски для переговорного процесса. Риски не очень серьёзные, потому что желание дружить все равно есть и оно в ближайшее время будет актуально. Тем не менее, тематику и содержание дружбы пока определить не удаётся.

На первом этапе, при первой встрече двух министров иностранных дел стороны прощупывают друг друга – до каких «красных черт» могут отступить те и другие. Хорошо, что такая работа идет, но, кто бы что кому не подарил, а я вполне допускаю, что Лавров подарил Клинтон букет цветов, это пока еще очень тонкая и в основном зондирующая дипломатическая работа, а не конкретные достижения. Ожидать нужно совершенно другого.

Состоится ли встреча Медведев-Обама, будет ли реальная повестка дня у этой встречи и что будет  с Ираном, с иранской атомной проблемой, сдаст ли здесь Россия свои позиции или не сдаст. Это одна из векторных точек. Вот тогда будет видно, в каком состоянии находятся российско-американские отношения на новом этапе - кто отступает, кто наступает, как это все изменилось по отношению к тому, что было полгода - год назад при Буше.

Пока же это лишь первоначальная дипломатическая активность, происходящая с учетом того, что в России почти новая администрация, у нас не поменялся министр иностранных дел, но президент находится у власти меньше года, а в США полностью новая администрация. Так что это - самый начальный этап, выводы делать пока рано.

Я думаю, что Соединенные Штаты меняют тактику, но не свою стратегию. Стратегия – оставаться мировым лидером и при этом использовать все возможные свои и чужие ресурсы для сохранения своего лидерства. А поскольку ресурсы самой Америки сейчас изрядно истощились, то становится более актуальным использование чужих ресурсов.

Например, во время атаки на Ирак американцам важна была не военная, а моральная, политическая и дипломатическая поддержка многих европейских стран, входящих в НАТО. При расширении же присутствия американцев в Афганистане, с тем, чтобы, в частности, контролировать Пакистан (а возможно, и не только контролировать), им потребовалась уже прямая военная и инфраструктурная поддержка. Это один из примеров.

Чем администрация США собирается «перезагружать» российско-американские отношения, пока еще не совсем ясно - кроме того, чтобы на нужных Америке направлениях использовать российские ресурсы и возможности. Тактически, действительно, риторика в отношении России не такая, какая была при Буше.

По основным пунктам противоречий, начиная с ПРО в Европе и, в частности, по отношению к Ирану, у нас как были, так и остались противоположные позиции. Американцы считают, что Иран не должен иметь ни ядерного оружия, ни атомных электростанций. А Россия считает, что Иран должен иметь атомные электростанции. Россия уже почти достроила атомную электростанцию в Иране и заключила соответствующий контракт на поставку топлива для этой станции. Это, помимо всего прочего, еще и коммерческий контракт. Равным образом Иран собирается приобрести российские противоракетные комплексы, и сделка уже тоже практически заключена. Америка категорически против этого. То есть налицо явно противоречивые, конфронтирующие позиции.

На самом деле, американская политика в отношении России в настоящий момент  отличается невнятностью. Эта невнятность вызвана тем, что американская администрация только пришла к власти. Как показывает практика, для того, чтобы разобраться в делах, новой администрации обычно нужно полгода. Во всяком случае, традиционных 100 дней, по которым судят о президенте, обычно не хватает.

Соответственно, та внешнеполитическая повестка, которую американская администрация сейчас скованно предлагает России, на самом деле весьма скудна. Она сводится к предложению уступок в обмен на риторику. Иначе говоря, Америка ожидает от России множества мелких и крупных услуг, в частности, уступок по вопросам ПРО в Восточной Европе, принятия вступления в НАТО или, во всяком случае, неизбежности вступления в НАТО Украины и Грузии, оказание услуг в плане сохранения в Киргизии американской военной базе в Манасе, поддержки в Афганистане, помощи в давлении на Иран с целью противодействию создания им ядерного оружия. И все эти ожидаемые Америкой уступки хотят обменять на то, что в Америке уже не правит Джордж Буш. То есть, американцы как бы говорят: «ну посмотрите – нами правит уже не злой Джордж Буш, а очень добрый Обама, и поэтому вы должны нам сделать целую кучу уступок».

На мой взгляд, эта политика, во всяком случае в данный момент, является непродуманной, и российской стороной приниматься отнюдь не должна. Россия, конечно, должна сотрудничать с Соединёнными Штатами - глупо игнорировать Соединённые Штаты как по-прежнему единственную сверхдержаву в мировом масштабе. Но надо сказать американцам, что любые уступки и любая помощь со стороны России, должна сопровождаться учётом российских интересов, в том числе по наиболее «проблемным» для США вопросам.

Что же касается персоны Клинтон, то я не соглашусь с высказываемом иногда мнением о её неопытности. Напротив, у Хиллари Клинтон есть значительный опыт – она восемь лет была «первой леди» и принимала участие во всех протокольных дипломатических мероприятиях американской администрации как супруга президента Билла Клинтона. Кроме того, она опытный политик - восемь лет Клинтон была сенатором от штата Нью-Йорк и всегда воспринималась как один из наиболее вероятных кандидатов на пост президента или даже как наиболее вероятный преемник Джорджа Буша – младшего. То есть, её всегда воспринимали всерьёз, она всегда была значимой политической фигурой. Впрочем, сейчас ей, конечно, придётся набираться дипломатического опыта, потому что вместо кресла в Белом Доме она заняла кресло Госсекретаря США. Но думаю, что в общем диалог между ней и Лавровым вполне должен получиться. Хиллари Клинтон кажется вполне подготовленным собеседником.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".