Статья
735 25 декабря 2009 0:01

Второй состав ОП РФ уходит

Общественная палата второго созыва провела итоговое пленарное заседание. Члены ОПРФ обсудили итоги двух лет работы. На заседании также был представлен ежегодный Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

В 2009 году был достигнут прогрессе во взаимодействии государства и общественности в областях защиты прав человека и борьбе с коррупцией, считают авторы доклада.

Так, отмечается в докладе, распространенном в пятницу среди участников пленарного заседания ОП, «осуществлялся масштабный проект по проведению мониторинга состояния прав человека в субъектах Российской Федерации».

«Фактически это была попытка собрать объективную информацию о положении дел в 15-и регионах страны», - говорится в докладе. При этом, отмечается в нем, были выявлены такие проблемы, как необходимость дальнейшего совершенствования законодательства для взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Авторы подчеркивают также необходимость широкого правового просвещения россиян.

Касаясь борьбы в коррупцией, авторы доклада отмечают, что «опираясь на мнение общественности, президент России подписал пакет антикоррупционных законов», которыми, в частности, предусмотрено, что высшие должностные лица страны, чиновники других уровней обязаны подавать декларации о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе членов своих семей.

«Опубликованные данные вызвали удивление у журналистов и правозащитников. По их мнению, главы некоторых регионов существенно занизили размеры своей собственности. В связи с этим встал вопрос о необходимости проверки представленных деклараций. В сентябре 2009 года президент подписал ряд указов, нацеленных именно на это», - отмечается в докладе.

Авторы доклада также отмечают работу по обеспечению прав человека в местах лишения свободы.

«Заработали независимые комиссии по наблюдению за условиями, в которых в российских колониях и тюрьмах находятся обвиняемые и осужденные. Эти комиссии были созданы практически во всех субъектах Российской Федерации», - отмечается в докладе.

Вместе с тем, его авторы пишут, что «не все в развитии общественных организаций было линейно, со знаком «плюс». Так, «в 2009 году было отмечено создание организаций-клонов, недобросовестных объединений, например, значительно увеличилось количество союзов и комитетов по борьбе с коррупцией», - говорится в докладе.

«К новому явлению привлекли внимание депутаты Государственной Думы РФ, они направили соответствующий запрос в Минюст России, поскольку, по их наблюдениям, процентов 70 таких структур создаются с целью или зарабатывания денег, или использования комитетов в каких-то политических целях», - отмечается в документе.

Авторов доклада также призывают оказывать антикризисную поддержку некоммерческим организациям, «по крайней мере, активно работающим с социально уязвимыми категориями граждан».

«Финансовая поддержка коммерческих структур и некоммерческих организаций со стороны государства должна быть пропорциональна доле работающих в каждом из двух секторов», - говорится в документе.

Комментарии экспертов

Регионы активно откликнулись на федеральные инициативы, когда была создана Jбщественная палата. Тогда региональные лидеры начали создавать свои  региональные Jобщественные палаты, и сегодня они действуют практически во всех регионах. Однако заметной роли в региональной политике эти структуры не играют. Как правило, их деятельность, так или иначе, контролируется местной администрацией.

Если будут какие-то инициативы федеральной власти в области законодательства, регионы, конечно, откликнуться, потому что главы регионов должны оперативно реагировать на те решения, которые принимает центр. Но сами по себе они вряд ли будут способствовать развитию общественных институтов. У них существует задача политического контроля, и все решается гораздо проще, когда такие институты подконтрольны, хотя и неформально. Кроме того, есть более неотложные задачи экономического плана.

Общественная палата – это, отчасти претензия быть официальным гражданским обществом, но претензия неудачная. Реально за срок полномочий второй Общественной палаты развеялся ореол престижа, окружавший первый состав.

Когда была создана первая палата, казалось, что это совершенно новый государственный институт.  Членами этой палаты были достаточно видные, известные люди, олигархи. И казалось, что палата будет иметь какую-то власть, какое-то влияние. Однако никакой реальной власти ей не дали. Члены Общественной палаты сами действуют на общественных началах, они не получили никакого инструментария  в реализации и своих личных прав, и не было дано никакого инструментария для реализации решений Общественной палаты. Когда стало ясно, что ОП РФ – это «пятое колесо в телеге» и «зонтик для рыбки», она стазу утратила авторитет Государственной Думы.

Депутат Госдумы обладает неприкосновенностью, правом делать запросы в органы власти, он обладает существенной зарплатой , штатом помощников. Ничем подобным члены Общественной палаты не обладают, если они только они сами не являются богатыми людьми, способными оплачивать подобные вещи. Но для влиятельных людей по своему личному статусу Общественная палата – не обязательный довесок к их основным обязанностям. Совершенно понятно, что Алла Пугачева влиятельна в нашем обществе совершенно не потому, что была в свое время членом ОП РФ. Совершенно очевидно, что ее влияние имеет совсем другую природу. 

Общественная палата как институт явно не состоялась. Причина действительно в том, что ей не было дано никаких реальных рычагов воздействия.  В этой связи даже Институт уполномоченного по правам человека обладает значительно большими возможностями. Этот ходатай за права человека все-таки упомянут в Конституции, существует федеральный закон об Уполномоченном по правам человека. Он назначается на 5 лет, он неприкосновенен, получает зарплату, имеет аппарат, который может обеспечивать его деятельность, взаимодействовать с органами власти.
Может быть, он и не имеет какой-то огромной власти, но,  во всяком случае, он уважаемый человек в силу своего статуса. Этот статус жестко прописан в законе и совершенно очевидно, что с Уполномоченным по правам человека надо считаться.

В то же время, члена Общественной палаты может просто задержать на улице любой милиционер. И реально корочкой члена ОП РФ можно лишь пугать власти, а  статуса особенного она не имеет.
Общественная палата стала неким пред-парламентом, где в случае необходимости депутаты меняют мандаты члена Общественной палаты на депутата Государственной Думы. То, что ОП РФ не имеет особого  влияния, понимает и она сама. Реальное влияние на политические и социальные процессы в нашей жизни невелико и сводится, пожалуй, к встречам руководящего состава палаты  с президентом. Хотелось бы найти позитивные стороны ее деятельности, но для этого надо, чтобы ей был дан какой-то позитивный участок работы, где бы она получила властные полномочия – требовать чего-то от госвласти, вызывать чиновников на свои заседания, заслушивать какие-то материалы.      

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".