Статья
1109 7 июня 2011 14:59

Второй срок Пан Ги Муна

Генсек ООН Пан Ги Мун накануне вечером выдвинул свою кандидатуру на второй срок. Из членов Совбеза его переизбрание уже поддержали США, Франция и Китай.
 
В Москве пока рассматривают вопрос о поддержке  кандидатуры Пан Ги Муна на второй срок. Об этом сообщил сегодня «Интерфаксу» источник в МИД РФ.
 
«Знаем об этом и будем самым внимательным образом  рассматривать», - сказал представитель  дипломатического ведомства.
 
Стоит отметить, что Пан Ги мун во время своего визита в апреле Москву на встрече с российским президентом обратился к нему с просьбой поддержать вторичное выдвижение своей кандидатуры на пост генерального секретаря Организации, хотя ранее заявлял, что не намерен просить поддержки у Медведева. 
 
«Я хотел бы рассчитывать на вашу поддержку и  лидирующие позиции в продвижении моей дальнейшей деятельности как генерального секретаря ООН», - сказал Пан Ги Мун на встрече с президентом РФ.
 
Срок полномочий нынешнего главы ООН  истекает в конце нынешнего года. Согласно уставу ООН, генсек назначается Генеральной ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет.
 
Как сообщает BBC, глава ООН уже заручился поддержкой своей кандидатуры со стороны Франции и Китая, и наблюдатели  полагают, что процесс его переизбрания завершится очень скоро, к концу  июня.
 
При этом, стоит отметить, что Пан Ги Мун, возглавивший эту международную организацию в 2007 году, не раз подвергался критике и за то, что оказывал слишком явное предпочтение западным державам, скупился на критику.
 
К тому же в этом году актуализировались проблемы на Ближнем Востоке. ООН неоднократно подвергалась критике и за  пресловутую  резолюцию 1973, положившей начало затяжной и жестокой войне в Ливии. Россия неоднократно подчеркивала, что ситуация в Ливии – единственный прецедент, и далее она будет проводить собственную линию. Москва давала понять, что понимает, куда ведет эта практика принятия резолюций. Ситуация в Кот-д'Ивуаре ( по отношению к этой стране ООН приняла решение о военном вмешательстве, поддержав оппозицию ) и в Ливии говорит о том, что резолюция - это санкция на открытую военную интервенцию, насильственное смещение правящих политических режимов и так далее, сходились во мнении российские эксперты.
 
МИД РФ неоднократно заявлял, что «необходимо, чтобы международное сообщество больше не потакало попыткам силой решать политические проблемы, а стимулировало политические группы в соответствующих  государствах вести переговоры». Сейчас Россия по просьбе «большой восьмерки» занимается процессом урегулирования в Ливии.
 
Безусловно, вся  эта ситуация не может остаться без  внимания во время обсуждения кандидатуры  Пан Ги Муна на второй срок.
 
Тем не менее, сам Пан Ги Мун в ходе своей пресс-конференции вновь подчеркнул, что никогда не скрывал своей бескомпромиссной позиции по поводу соблюдения прав человека, что подтверждается высокой оценкой, которую Генсек ООН снискал за поддержку «арабской весны» - народных выступлений в странах Северной Африки и Ближнего Востока.
 
Как сообщают СМИ, Пан Ги Мун  также напомнил журналистам и о других своих заслугах - в частности, о том, как быстро реагировала при нем ООН на гуманитарные кризисы последнего времени, и о том, что Организации удалось добиться признания крупнейшими правительствами мира проблемы климатических перемен.
 
По мнению многих  экспертов,  ООН переживает кризис.  Как уже отмечалось, многие страны мира в последнее время достаточно часто критикуют ООН за ее неспособность влиять на международные процессы. Проблема в том, что организация постепенно утрачивает свой статус «последней инстанции». Эксперты отмечают и то, что дискуссионным по-прежнему остается вопрос о реформировании ООН.
 
Эта тема, кстати, обсуждалась и во время визита Пан Ги Муна в Москву в апреле  нынешнего года. Тогда стороны обсудили необходимость соблюдения мандатов Организации в ходе силовых операций.
 
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов в интервью «Актуальным комментариям», комментируя  визит Пан Ги Муна в Москву в апреле этого года отметил., что организация отражает состояние международных отношений  как таковых. 
 
 «Организация  не очень располагает к достижению  каких-то договоренностей или  дипломатических прорывов. ООН ведь  не может быть более эффективной,  чем ей позволяют страны-члены,  особенно крупные страны», - отметил  эксперт. 
 
По его словам, ООН - как зеркало, в котором отражается реальность. «Зеркало не может ничего изменить, оно отражает то, что есть», - сказал Лукьянов.
 
Эксперт также сказал, что генсек ООН Пан Ги Мун не стал какой-то очень влиятельной международной фигурой. «Во время пребывания на этом посту он не проявил себя в каких-то очень крупных инициативах», - пояснил Лукьянов. При этом, по его словам, это обусловлено и позицией самой организацией. «ООН такая, какой ей позволяют быть крупные страны. Поскольку сейчас вообще мало стремления к конструктивным компромиссам  где бы то ни было, и организация не может реализовывать такого рода инициативы», - резюмировал Лукьянов.
 
Стоит напомнить, что Пан Ги Мун активно обсуждает вопрос реформирования этой международной организации.
 
Россия также  предлагала свою концепцию реформировании ООН.
 
Так, еще в 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев предлагожил провести реформу ООН в целях защиты интересов африканских государств.
 
«Когда мы встречаемся  с нашими коллегами, с руководством африканских стран, мы, конечно, говорим  о том, каким образом, африканские  страны будут отстаивать свои интересы. Для этого необходима реформа  Организации Объединенных Наций. И  в этом смысле мы наших африканских  партнеров поддерживаем. Конечно, при  соблюдении норм Устава ООН», - заявил Медведев в своем видеоблоге.
 
Однако четкой концепции по реформированию ООН пока не выработано. По мнению экспертов, расширение СБ ООН сокращает возможности  России в рамках Организаций объединенных наций.
 
Несмотря на то, что к самой  организации  и Пан Ги Муну накопилось много вопросов, к выбору кандидатуры главы ООН в Москве относятся достаточно спокойно и сдержано. Так,  генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что с точки зрения влияния на принятие важнейших решений, форматы G8 и G20 вытесняют Генассамблею и другие институты ООН. «Пан Ги Мун каких-то значимых шагов с точки зрения ущемления интересов России не предпринимал, и этот пост не является стратегически значимым», - сказал Орлов.  

Так что, скорее всего экспертное сообщество не ошибается, когда прогнозирует, что, судя по первой реакции членов Совета Безопасности, (в первую очередь, «пятерка» постоянных членов, будут выносить окончательную  рекомендацию по кандидатуре будущего генсека),  процесс  переизбрания  Пан Ги Муна завершится очень скоро и будет проходить без неожиданностей. 

Комментарии экспертов
Пан Ги Мун не является, с моей точки зрения, таким самостоятельным субъектом мировой политики, которым был, например, его предшественник. В большей степени, его роль проявляется в оформлении тех решений, которые приняты вокруг наиболее влиятельных мировых держав. Это, возможно, связано с тем, что форматы G8 и G20 вытесняют точки зрения, во всяком случае, влияния на принятие важных решений генассамблеи ООН и другие институты, с ООН связанные. Так что я не думаю, что секретарь ООН сегодня это значимый пост. Пост директора-распорядителя МВФ, как мне представляется, намного важнее, чем пост генсека ООН.
 
Кроме этого, Пан Ги Мун никаких значимых шагов против интересов России не предпринимал, и этот пост не является стратегически значимым, во-вторых. Так что я не думаю, что у России есть какие-то основания выступать против выдвижения этой персоны. Тем более, что это поддержали уже США и Франция.
 

Конечно, на этом посту, вероятно, нужен более деятельный человек. Пан ги Мун – вовсе не образец дипломатической активности. Но дело здесь не в этом. Первична здесь не деятельность генерального секретаря, а полномочия, которыми он располагает. Реальный объем полномочий в последнее время серьезно сжимается из-за усиления роли G8 и G20, так что, кто бы ни занимал этот пост, я думаю, в среднесрочной перспективе вряд ли можно говорить о значительном усилении роли этой организации. 

Надо конечно проанализировать деятельность Пан Ги Муна в целом, но общее восприятие этого человека не очень позитивное. Его предшественник Кофи Аннан производил впечатление независимого человека.

Пан Ги Мун, на мой взгляд - шаг назад. Ему характерен конформизм по отношению к Соединенным Штатам, к Европе. Сейчас наблюдается абсолютное отсутствие хоть какой-то внятной инициативы, особенно по ближневосточным событиям. То есть он просто показал себя неяркой фигурой.

Хотя многие могут сказать, что при нем авторитет ООН увеличился, но мне кажется, что престиж организации упал. Ничего серьезно не решается на этой организацией.

И наоборот, что касается волнений в арабском мире, ООН не смогло выработать четкой позиции и предотвратить кровопролитие.

Предыдущее руководство Организации Объединенных наций показало большую стойкость и большую независимость и принципиальность в аналогичной ситуации.

Однако с учетом того, что Китай и Франция не стали возражать относительно кандидатуры Пан Ги Муна, (не думаю, что у Америки серьезные возражения против него), Россия не будет выступать против.

Скорее всего, Пан Ги Мун пройдет на второй срок. Но с одной стороны нужно учитывать политическую рациональность, а другое дело профессиональная оценка. Профессиональная оценка, мне кажется, неудовлетворительная. А политическая рациональность, скорее всего, свидетельствует о том, что при мощной поддержке той же Франции Пан Ги Мун пройдет на второй строк. Россия вряд ли будет этому противостоять или бороться, не такая уж это важная позиция. Но с другой стороны, ничего светлого пока с данной фигурой, на мой взгляд,не связывается.

На мой взгляд, кандидатура Пан Ги Муна неприемлема для Москвы ни по каким показателям. Пан Ги Мун известен тем, что представляет южнокорейский истеблишмент, который по историческим причинам поддерживает очень тесные связи с США. 
 
В ООН нынешний генсек также действует в контексте того видения развития организации и развития международных отношений, которые соответствуют США. 
 
Это показал  нынешний год. Здесь и две резолюции по Ливии, перед этим можно вспомнить резолюции по введению санкций в отношении Северной Кореи, резолюции по Ирану. Наверное, наивысшим проявлением позиций Пан Ги Муна стал его комментарий в отношении второй резолюции по Ливии, которая фактически санкционировала акцию «Одессея. Рассвет». Он в открытую признал эти  действия оправданными, и военную операцию, которую проводит НАТО сейчас, он считает допустимой и соответствующей букве и духу резолюции. 
 
Естественно, в такой ситуации у Москвы нет пространства для маневра на площадке ООН. И в будущем Пан Ги Мун  так или иначе будет олицетворять мнение Запада и США, потому что это связано с его мотивами как представителя южнокорейского истеблишмента.
 
Москва будет им восприниматься как значимый контрагент (он это показал своим визитом в Россию),  но не более, чем в том допустимым минимуме, который необходим в целом для демонстрации общего внимания ко всем постоянным членам Совета Безопасности ООН.  
 
Но Пан Ги Мун, на мой взгляд, опасен еще и тем, что он позитивно оценивает перспективы реформирования ООН. Относительно будущего этой организации можно сказать, что  главной темой и повесткой дня сейчас является расширение постоянного членства Совета Безопасности этой организации. Пан Ги Мун не против такого сценария, а главными лоббистами этой инициативы является США и Великобритания.
 
В Совет Безопасности по предусмотренному плану должны войти такие страны как Япония, Индия и, возможно, Бразилия. Индия уже официально пообещала, что будет лоббировать такой курс.
  
И для Москвы это чревато определенными издержками. Сейчас Россия и Китай как постоянные члены далеко не всегда способны продвигать свои инициативы. Куда больше возможностей в ООН есть у таких стран, как те же Франция и Великобритания, за счет более консолидированной позиции. В случае же если Совет безопасности ООН, его постоянный пул, увеличится с 5 текущих до 8 государств, а в перспективе, возможно, до девяти  и десяти, то обладание права вето одного из членов уже скорее будет минусом, чем плюсом. Потому что наложение вето на резолюцию, за которую проголосовали семь из восьми постоянных членов Совета безопасности, будет, конечно, восприниматься совершенно иначе, чем в ситуации, когда из 5 членов постоянных Совета безопасности голосуют в пользу 4 или 3.
 
То есть, то государство, которое будет накладывать вето, будет позиционироваться международным сообществом как страна, сознательно срывающая усилия этого самого международного сообщества по регулированию того или иного кризиса. И Москва с Китаем рискует оказаться в роли этих государств-изгоев в Совете безопасности.
 
Любые попытки Москвы и Пекина заблокировать ту или иную резолюцию Совета Безопасности, будут в условиях расширенного формата, предусмотренного после реформирования Совбеза, позиционироваться как действия, срывающие усилия по достижению мира. 
 
Другое дело, что за этим часто стоит не достижение мира, а решение вполне конкретных задач по расширению сфер влияния и так далее. Но так глубоко никто копать не будет, а главный эффект будет достигнут.  То есть, у Москвы и Китая практически не останется возможностей для своего деятельного участия по формированию международной повестки дня. 
 
К тому же такие государства как Индия, Япония и Бразилия, которые вступят в Совбез, будут очень серьезно зависеть от США,  поскольку именно США являются их главным лоббистом.  В качестве своеобразной благодарности им предстоит очень долго прислушиваться к мнению США в ООН. Такая ситуация чревата также и проблемой распада БРИКС. Этот вопрос в этом году кристаллизуется все больше и больше.  
 
Можно вспомнить хотя бы неспособность БРИКС урегулировать ситуацию в Ливии. Когда в Триполи проходили переговоры с участием Каддафи и послов этих государств БРИКС - России, Индии и Китая, выработать единой позиции не удалось.  
 
Позиции государств БРИКС разошлись и при обсуждении кандидатуры МВФ. Если Индия и Бразилия войдут в Совет безопасности ООН и будут там действовать в проамериканском русле, (а именно такой сценарий наиболее вероятен  в случае реформирования ООН), то это грозит  расшатыванием БРИКС. Потому что, если у них взаимопонимания не будет на площадке Совета безопасности ООН, то о каком полноценном функционировании можно здесь говорить? 
 

Так что риски для России здесь колоссальные. Однако, если Китай уже сейчас де-факто поддерживает Пан Ги Муна, то заблокировать его выдвижения Россия не сможет. США, Франция и Британия, скорее всего, поддержат эту кандидатура, и Россия окажется в меньшинстве. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".