Вулкан разоряет авиакомпании
По предварительным расчетам, день простоя аэропортов обходится иностранным компаниям примерно в 200-250 миллионов долларов. Об этом рассказал «Актуальным комментариям» Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры.
По его словам, извержение вулкана в Исландии, произошедшее 14 апреля, стало причиной уникальной ситуации. «Аналогичное по масштабу прекращение транзита и авиасообщений последний раз происходило в результате Второй мировой войны. В остальных ситуация были забастовки. Даже после 11 сентября были частично прекращены рейсы, но это было недолго, плюс не на всех направлениях», - сказал Абзалов.
Чем дольше будут простаивать аэропорты, тем сутация будет сложнее, сообщил эксперт. «Во-первых, они (иностранные компании - ред.) несут прямые издержки, так как надо обеспечивать нахождение своих клиентом в случае стыковых рейсов и просроченных билетов. Кроме того, есть момент, связанный с обеспечением транспортировки. Пока здесь не рассчитываются выплаты, потому что формально, согласно договорам, данная ситуация попадает под определение форс-мажора», - пояснил он.
«Только упущенная прибыль примерно составляет 200-250 миллионов долларов», - заявил Абзалов. «То есть, уже экономике был нанесён урон на миллиарды в смысле только упущенной прибыли. Поэтому эта сумму будет в любом случае превышать миллиард долларов США и во многом будет зависеть от скорости восстановления сообщений», - добавил он.
Если ситуация будет постепенно разрешаться, то урон не будет таким большим, добавил эксперт. Так, частично тестовые, прежде всего, грузовые полёты уже совершили ряд иностранных компаний.
Но если мораторий на отсутствие полётов продлится, то урон экономике будет нанесен огромный, считает Абзалов.
«Серьёзным ударом будет не только удар по авиакомпаниям, но и, прежде всего по аэропортам, которые сейчас работают вхолостую, по туристическим компаниям, которые могут понести серьёзные убытки в связи с обеспечением своих клиентов», - разъяснил он.
«Естественно, от этого выиграют железные дороги. Так, Евротуннель уже увеличил количество курсируемых поездов, плюс серьёзно увеличился спрос на железнодорожные билеты. Аналогичная ситуация с «РЖД». - отметил эксперт. - То есть, выиграют железнодорожники, автоперевозчики, альтернативные виды транспорта.