Статья
1575 23 марта 2011 17:07

Высокорастворимые технари

Российские вузы готовят много специалистов по инженерным специальностям, на них есть высокий спрос, но две трети из них прячут свой диплом в стол, сетует президент РФ Дмитрий Медведев.

«Несмотря на ежегодный выпуск почти 200 тыс. инженеров, цифра не маленькая, тем не менее, эксперты говорят о дефиците квалифицированных кадров, квалифицированных инженеров», - заявил глава государства на совещании, посвященном проблематике обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами.

Он добавил, что, с одной стороны, есть высокий спрос на таких специалистов, существует большое количество вакансий.

Но, с другой стороны, по его словам, только треть инженеров устраивается на работу по специальности, а «две трети растворяются неизвестно где».

«Зачастую это люди, которые прячут свой диплом в стол, и никогда к нему не возвращаются, а это очень обидно, потому что все-таки инженерная профессия требует серьезной самоотдачи и очень серьезной подготовки. Проблему нужно решать и решать, естественно, с ориентацией на перспективу», - добавил Дмитрий Медведев.

Президент подчеркнул, что инженерное сословие всегда было одним из самых уважаемых в стране, а отечественные инженеры ценились не только в России, но и во всем мире.

Дмитрий Медведев считает возможным воссоздать станции юных техников и технические факультативы при учебных заведениях.

«В свое время школьники мечтали быть инженерами и конструкторами, стремились посещать технические кружки, станции юных техников, подписывались на известные журналы, которые были в дефицитной подписке - это "Техника молодежи", журналы для радиолюбителей», - сказал президент.

Он отметил, что «к сожалению, сейчас все это заглохло, но в этом был смысл, потому что в инженерные вузы в институты шли с осознанием престижности будущей профессии. Об этом тоже нужно подумать».

При этом президент подчеркнул, что в данном случае не требуется воспроизводить советские подходы, «потому что они остались уже в прошлом». «Но какие-то близкие вещи все-таки нужно делать, включая и возрождение технических станций и технических факультативов, но, конечно, на другом, принципиально новом уровне», - сказал Медведев.

Президент России считает необходимым ввести для студентов практику на производстве и в конструкторских бюро, которая до сих пор является необязательной.

«Студенческая практика, например на производстве и в конструкторских бюро, - она до сих пор не является обязательной, и зачастую молодой человек на третьем, четвертом курсе нигде не был, обладая только сугубо теоретическими знаниями, а это в общем никуда не годится», - сказал Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что требуется поощрять научно-техническое творчество молодежи, привлекать их к работе на малых предприятиях, которые создаются при вузах для освоения новейших технологий и «погружения в азы ведения бизнеса».

Дмитрий Медведев также отметил, ссылаясь на экспертов, что подготовка инженерных специалистов в России все еще ориентирована на массовое индустриальное производство 30-50-летней давности.

«Программы обучения, лабораторная работа, исследовательская база в большинстве вузов устарели и не отвечают задачам, которые предъявляются современными университетами и соответственно современными предприятиями», - сказал он.

При этом глава государства подчеркнул, что за последнее время вместе с бизнесом удалось подтянуть эту базу, но в большинстве вузов программы требуют корректировки.

«Очевидно, что у выпускников мало производственного опыта. К тому же, разделение образования на магистратуру и бакалавриат пока не привело к ожидаемому повышению качества инженерного образования, а надежды на это были», - заявил президент.

По его словам, основная причина заключается, в том числе, в отсутствии эффективных связей между работодателями, предприятиями и университетами.

«Мало используются инструменты частного государственного партнерства в профессиональном образовании. Нет понимания, какие специалисты требуются. Хотя я регулярно от министра требую, чтобы мы корректировали не только программы, но и общее количество выпускников, чтобы наша экономика получала тех, кто ей нужен, а не тех специалистов, которые являются модными, популярными», - отметил президент.

В то же время, он отметил, что накоплена успешная практика рядом российских компаний, в том числе ЛУКОЙЛом, РЖД, «Северсталью».

«Они финансируют вузовские программы и обновляют их экспериментальную базу, организуют стажировки студентов и выделяют им гранты. Это хороший пример, хотя, конечно, речь идет о крупных компаниях, и им легче делать это», - сказал Медведев.

Вместе с тем, президент отметил и проблемы, в частности в отраслях ОПК, где существует целевой набор в вузы.

«Возникает вопрос, насколько эффективна такая система подготовки, какие еще возможны варианты, что нужно изменить в подготовке и стажировке выпускников», - сказал президент России.

По его словам, одной из важнейших тем для обсуждения также является закрепление на предприятиях талантливой молодежи и поощрение новаторства.

При этом, профильные технические вузы не должны, по мнению президента, осуществлять платную подготовку студентов по непрофильным специальностям.

«Я считаю, в профильных вузах вообще нужно запретить подготовку (студентов) на непрофильные специальности, даже за деньги, или минимизировать это (сведя) к условным позициям», - заявил Дмитрий Медведев.

Президент отметил, что при введении платного обучения по непрофильным специальностям в технических вузах, например, юристы и экономисты готовятся плохо.

«Это возможность заработать деньги, и уже на инженерное образование сил и средств тратится значительно меньше», - считает президент.

Дмитрий Медведев считает необходимым перепрофилировать часть платных вузов в стране в профессионально-технические учебные заведения.

«В том, что касается вообще платного образования, этих непонятных высших учебных заведений - вы мою позицию знаете, их нужно постепенно, без истерик, закрывать, Общее количество вузов в стране должно снижаться», - заявил Медведев.

По его мнению, «то, что мы имеем по целому ряду направлений - это просто за гранью понимания, это абсолютно безответственное, очень слабое образование, которое дискредитирует саму идею университетского диплома».

Дмитрий Медведев полагает, что при этом нужно «повернуться к профессионально-техническому образованию», отметив, что именно заинтересованные бизнес-структуры должны разрабатывать стандарт образования.

«Часть этих самых платных учебных заведений можно было бы просто превратить в профессионально-технические учебные заведения, заведения среднего специального образования», - сказал президент.

Медведев подчеркнул, что в то же время существует разрыв между уровнем подготовки специалистов и теми реалиями, с которыми выпускникам вузов приходится сталкиваться, когда они приступают к работе на предприятиях.

Президент считает, что саму систему подготовки студентов нужно «поставить с головы на ноги».

«Это ваша задача, уважаемые коллеги, - добиться того, чтобы университеты готовили потребных для вас специалистов», - обратился Дмитрий Медведев к присутствовавшим на совещании главам предприятий.

По итогам сегодняшнего совещания будут подготовлены соответствующие поручения, добавил он.

Напомним, что ранее президент сообщал, что намерен провести в марте-апреле ряд встреч и совещаний, посвящённых вопросам развития инженерного образования и повышения престижа технических специальностей.

Первая из этих встреч состоялась 11 марта в Саяногорске. Тогда Дмитрий Медведев заявил, что «без квалифицированных кадров у нашей страны нет будущего».

Глава государства подчеркнул, что нужно произвести ревизию инженерных кадров, которых готовят сегодня: «Инженер - это штучный товар, адресный продукт, ориентированный на конкретное производство. Помочь этому может бизнес. Надо чтобы компании давали свои предложения, кого государству готовить».

Ожидается, что обсуждение темы подготовки инженерных кадров будет продолжено на следующей неделе на заседании комиссии по модернизации при президенте, которое пройдет 30 марта в Магнитогорске.

Комментарии экспертов
Я думаю, что проблема технического образования верно обозначена. С советских времен у нас были споры физиков с лириками. Лирики в Советском Союзе явно проигрывали. Физиком, инженером , химиком было быть престижнее, а гуманитариев считали людьми, которые не уверенны в своих силах. Это вызывало много человеческих драм. Гуманитарии шли, условно говоря, в физики, потому что считали, что это более престижно. Но, с другой стороны, действительно, мы имели качественную школу, которая позволяла воспитывать очень качественных инженеров и технарей. 
 
В постсоветское время все изменилось. В стране отряды гуманитариев, и совершенно не понятно, что с ними делать. В гуманитарных ВУЗах учиться сейчас проще, и потому молодежь идет по пути наименьшего сопротивления, руководствуясь правилом – раз в физики идти сложно, надо идти в лирики.
 
Сейчас, когда началась модернизация, совершенно явственно встал вопрос дефицита кадров.
 
Не могу согласиться  с тем, что у технарей нет мотивации. Сейчас как раз инженеры очень востребованы. На самом деле структура рынка такова, что эти люди в будущем будут востребованы. Другое дело, что в 90-е годы инженерная система образования оказалась полностью разваленной, так же как система профессионального технического образования. Раньше в ПТУ шли все, кто не мог поступить в вузы. Сейчас в ВУЗы конкурсов почти нет. У нас расплодилось дикое количество разных академий, непонятных техникумов и так далее. Высшее же образование должно быть конкурентным. Поэтому считаю, что их количество надо сокращать.
 
А что касается студентов, им нужно разъяснять более грамотно, что халявы больше не будет. Если вы пошли в юристы, это не означает, что окончив институт, вас ждет профессия с фантастической зарплатой
 
При этом обязательно нужно восстановить баланс технарей. Абсолютно реально организовать практику для студентов на предприятии. Рыночная экономика этому не помеха. Компании заинтересованы в том, чтобы получить уже готовый продукт. К сожалению, огромному, наше высшее образование производит непонятно кого, людей, которые реальному рынку не соответствуют.
 
Уже сейчас есть кафедры отдельно создаваемые компаниями. Эти компании платят специальную стипендию студентам, так как заинтересованы, чтобы лучшие кадры попали именно к ним. Так что восстановить систему прохождения практики очень легко.
 

В некоторой степени  это остановит и утечку мозгов. Это произойдет при появлении нового производства в России, если модернизация будет не пустым звуком, а будут появляться интересные новые проекты. Тогда уезжать профессионалам будет бессмысленно. Мы знаем, что в некоторых областях уже наблюдается приток специалистов. Такая тенденция будет в тех областях, где будет создана конкурентная среда. Если будет спрос на высокооплачиваемые кадры, естественно, профессионалы будут оставаться в России. 

Заявление президента о необходимости профилировать технические ВУЗы и не допускать там образование по подготовке гуманитарно-социальным специальностям, очень своевременно. Буквально 2-3 дня назад ВЦИОМ опубликовал результаты опроса на тему ученых. Выяснилось, что россияне кроме крупных ученых еще советской школы, таких как Алферов, академик Сахаров никого назвать не могут. Это говорит о том, что научно-технические кадры, по сути дела, в современных ВУЗах не готовятся.
 
Поэтому, конечно, ВУЗы, которые заявлены как технические, обязаны, прежде всего, концентрироваться на подготовке специалистов в научно-технических областях. Мы, действительно, остро нуждаемся в специалистах технических отраслей. Этот дефицит, прежде всего, должен покрывать отечественными ВУЗами. 
 
Я думаю, что необходимо поднять престиж этих профессий. Возможно за счет того, чтобы эти специальности были востребованы. Мне кажется, этому будет способствовать создание линейки ВУЗ – предприятие. Хотя в рыночной экономике это довольно трудная задача. Это в Советском Союзе обязательно было проходить практику на предприятии. Однако нужно искать гибкие формы взаимодействия ВУЗов с компаниями, занятыми в реальном секторе, налаживать контакты с предприятиями, где действительно создается техника - машины, станки и прочее, высокие технологии. 
 
Эту линейку нужно выстраивать обязательно, и, таким образом, действительно поднимать престиж специалистов научно-технического профиля. Необходимо, чтобы ребята, обучающиеся в технических ВУЗах, знали, что их ждет перспективная, хорошо оплачиваемая и престижная работа. 
 

Без такой подготовки, такой корректировки, которую предлагает Медведев, мы можем оказаться через 5-10 лет вообще в очень критической ситуации реального дефицита профессионально подготовленных специалистов в научно-технических областях.  

Предложение Медведева по актуализации технического образования прозвучало крайне своевременно. Вообще, крайне актуально внимание к образованию. Последние годы мы практически производили не то, что нужно стране. Мы готовили юристов и экономистов во всех бывших технических ВУЗах. Это практически вредно и привело к обесцениваю главной специальности – инженерной.  
 
Тем более, слабость России была в том, что у нас еще до революции не очень  хорошо были развиты инженерные специальности. В советское время этот пробел удалось восстановить. А сейчас опять образовалась пробоина. Потому внимание к подготовке специалистов технических специальностей очень важен. Я активно поддерживаю эти идеи Медведева.
 
Убежден, что  для того, чтобы дать технарям хоть какой-то стимул, очень важно убрать из технических ВУЗов все эти экономические и юридические отделения. Нужно как в старые времена обязательно внедрить практику на производствах и вернуть опыт, когда выпускники должны были отработать три года на производстве. Это должно касаться хотя бы бюджетников. 
 
Последние два  пункта можно осуществить и в нынешних условиях. У нас ведь своеобразная рыночная экономика. У нас существуют громадные государственные корпорации. 
 
Наши ВУЗы, министерство образования должны иметь договоры со всеми нашими крупными предприятиями, для того, чтобы направлять студентов на практику. Это очень легко сделать. 
 
Возвращение же престижа техническим специальностям во многом зависит от обеспечения, уровня зарплаты и предлагаемых перспектив. Кстати, трагедия Советского Союза тоже была в том, что рабочий получал в три раза больше, чем хороший инженер.   
19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".