Статья
1267 11 февраля 2009 0:01

Заседание Госдумы

Проходит пленарное заседание Государственной Думы РФ. Заседание началось с «Правительственного часа», в ходе которого министр обороны РФ Анатолий Сердюков доложил о ходе реформирования Вооружённых сил РФ. Доклад министра обороны прошёл в закрытом режиме.

После завершения «Правительственного часа» Анатолий Сердюков и депутаты ГД вышли к представителям прессы. Сердюков заверил, что финансирование основных структур Вооружённых сил не будет сокращаться в связи с финансовым кризисом. Кроме того, министр обороны заверил, что все социальные обязательства военного ведомства, в том числе перед увольняемыми офицерами, будут выполнены. Это касается и обязательств по обеспечению жильём.

Военная реформа предусматривает переход Вооружённых сил с дивизионно-полковой на бригадную структуру, сокращение численности Вооружённых сил, в том числе оптимизацию офицерского состава, замена военного персонала гражданским на непрофильных направлениях.

Ожидается, что в сентябре Министерство обороны представит новую военную доктрину России.

Также принят ряд законопроектов, в том числе в третьем чтении - законопроект о повышении требований к минимальному капиталу банка, во втором чтении - законопроект о резерве компенсаций по ОСАГО для страховщиков (в случае, если разница между доходами и расходами страховщика за первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год (отчетный период) превышает 5% от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва до достижения величины, равной 10% резерва произошедших, но незаявленных убытков на конец отчетного периода), а также в первом чтении - законопроект о введении памятной даты «День партизанов и подпольщиков» 29 июня и изменения в Лесной кодекс, уточняющие порядок доступа к хозяйственной деятельности в лесных насаждениях.

Также был рассмотрен вопрос о смене члена Совета директоров Банка России. На эту должность вместо увольняющегося Константина Корищенко утверждён Сергей Швецов. До настоящего времени Швецов был директором департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ.

Комментарии экспертов

Говоря о военной реформе, я бы отметил три момента. Первый: общество, на самом деле, сейчас плохо относится к любым реформам (к военным, социальным – каким угодно), так как не верит, что в результате получится что-то путное. Слишком много уже было неудачных реформ, когда обещали золотые горы, а в итоге получалось даже хуже, чем до начала. Поэтому слово «реформы» власти сейчас вообще лучше не употреблять, воспользовавшись какими-то другими словами. Например, словом «модернизация».

Второе, о чём хотелось бы сказать: армия у нас была наиболее реформируемым институтом за последние 20 лет. Кто её только не реформировал. Тем не менее, она выжила, несмотря ни какие реформы. И августовская война на Кавказе показала, что российская армия что-то ещё может. И это хорошо. Поэтому, по мнению людей, к любому реформированию армии нужно относиться очень осторожно, чтобы усилить армию, а не ослабить. Дело в том, что до сих пор, по мнению людей, все изменения вели скорее к ослаблению армии, чем к её усилению.

Третий момент: нынешняя реформа проходит довольно кулуарно. Сегодня в Думе обсуждалась эта реформа, но она там обсуждалась первый раз, хотя вообще-то о ней говорят уже больше года. Не секрет, что для офицерского корпуса замысел этой реформы неизвестен, и это вызывает небольшое напряжение. Ещё в меньшей степени, чем для остальных военных, замысел этой реформы известен обществу. Поэтому рассчитывать на большую поддержку того, о чём никто ничего фактически не знает, не следует.

Поэтому вывод такой: если и проводить реформу, то с должным информационным обеспечением. Если вы хотите получить поддержку общества, то нужно как минимум объяснить обществу, зачем вы эту реформу проводите, в чём она будет состоять и каковы гарантии, что после неё будет лучше, чем до неё. Пока обществу такой информации не дано и таких гарантий тоже не представлено.

У нас, к сожалению, слишком часто «секретят» информацию о военной реформе. В плане открытости нам далеко как до наших «вероятных союзников», так и и до других западных стран. Кроме того, учитывая исторически сложившуюся у нас систему принятия решений и исторические традиции, ожидать роста открытости было бы неправильно.

Что касается самой реформы – к сожалению, вряд ли сейчас те, кто обещают её своевременное проведение, могут гарантировать свои слова. Просто-напросто сейчас мировой кризис, влияющий на всех нас, только начинает раскручиваться. Никто из нас не знает – ни на уровне частного лица, ни на уровне государства – сколько денег он сможет потратить через год. Поэтому я был бы более осторожен в оценках. Есть стремление провести эту реформу. Но насколько реформа будет удачной, насколько она пройдёт в срок - это зависит прежде всего от экономического состояния России в ближайшие годы. Кроме того, такие мероприятия, как военная реформа, никогда не бывают краткими.

Реформа часто критикуется и по её содержанию можно столкнуться с разными точками зрения. Лично я считаю, что в целом реформа с переходом на бригадную структуру оправдана. Дело в том, что существующая у нас сейчас структура армии является уменьшенной копией советской и не рассчитана на сегодняшние модели угроз. У нас сохраняется армия мобилизационного типа, предусматривающая развёртывание со значительным увеличением численности новых формирований в случае массовой войны. Но война подобного типа сейчас невозможна в силу того, что наш вероятный противник просто не даст нам времени на развёртывание подобной армии и на ведение войны по старым образцам. Поэтому на суше нашим основным противником будут страны намного меньшие, чем мы – такие, как Грузия или (не дай Бог, конечно) Украина. Для них не потребуется мобилизовывать армию в размере нескольких миллионов человек. Для противодействия этим странам нужно иметь армию мирного времени, укомплектованную по соответствующим штатам, располагающую всем необходимым для войны, в том числе и в первую очередь - подготовленным личным составом. Если же, не дай Бог, нам придётся столкнуться в серьёзном конфликте с блоком НАТО или Китаем, то тут главную роль будут играть стратегические ядерные силы, наш главный козырь, способный отрезвить любого противника. И здесь я абсолютно согласен с точкой зрения главы Генштаба.

Что же касается социальных аспектов реформы, то здесь нам, к сожалению, проблем не избежать. Наверняка мы услышим про нарушения, про случаи, когда что-то не дали, дали не там или невовремя. Особенно это касается квартир, да и с выходным пособием для увольняемых наверняка тоже будут проблемы. Соответственно, будут и недовольные. Преодоление этих издержек – это вопрос целенаправленной борьбы со злоупотреблениями, того, насколько успешно будет вестись такая борьба.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".