Статья
757 19 марта 2009 0:01

Заседание Правительства РФ

На заседании Правительства РФ рассмотрен проект поправок в бюджет на 2009 год. Они составлены с учётом скорректированного макроэкономического прогноза и предусматривают изменения в финансировании приоритетных направлений государственной политики. Приложением к бюджету стала антикризисная программа, которая обозначит основные приоритеты антикризисной политики правительства в 2009 году.

Председатель правительства РФ Владимир Путин заявил о том, что Федеральный бюджет в течение нескольких лет будет дефицитным, но финансирование этого дефицита не должно осуществляться за счёт «печатного станка». По словам премьера, оно должно осуществляться либо за счёт накопленных резервов, либо, если это будет необходимо, за счёт заимствований на рыночных условиях. Кроме того, глава правительства призвал к поэтапному снижению бюджетного дефицита. В соответствии с правительственной антикризисной программой, в 2011 году планируется снизить дефицит федерального бюджета до 3%. В соответствии с ней, к концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму около 2% ВВП.

Владимир Путин подтвердил, что дефицит изменённого бюджета-2009 составит 3 трлн рублей, что соответствует 7,4% ВВП. Владимир Путин также гарантировал сохранение финансирования ключевых программ в финансовой сфере.

Согласно информации пресс-службы Правительства РФ, предлагаемый к заседанию Правительства РФ макроэкономический прогноз предусматривает сокращение ВВП в 2009 году на 2,2%, при росте торговли на 0,3% и снижении инвестиций на 13,8%. Падение промышленного производства оценивается в 7,4% (в том числе на обрабатывающих производствах – 9,7%), ожидается снижение экспорта на 45% от показателей 2008 года. Потребительская инфляция в 2009 году оценивается в 13%.

В 2009 году ожидается увеличение общей безработицы до 6 миллионов человек (уровень безработицы составит 8,2%), а численности официально зарегистрированных безработных – до 2,8 миллионов человек. Снижение реальной заработной платы ожидается до 95,9% от 2008 году, снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности снизят реальные доходы населения до 91,7% от уровня 2008 года. За счёт перераспределения расходов граждан в сторону потребления, в т.ч. товаров первой необходимости, темп роста розничной торговли в 2009 году останется положительным и составит 100,3 процента, а снижение объемов потребления платных услуг населением не превысит 0,1% процента.

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2009 году оценивается на уровне около 482 млн тонн, что составляет 98,9% к 2008 году. Экспорт нефти прогнозируется на уровне 237 млн тонн, или 97,5% к 2008 году, в связи с сокращением ее добычи.

Макроэкономический прогноз, представляемый Минэкономразвития, составлен из расчёта среднегодовой цены на нефть марки Urals 41$ за баррель в 2009 году, и снижения мирового ВВП на 0,3% (ВВП США и Еврозоны на 2,6% и 2,1% соответственно).

Минэкономразвития представляет в правительство антикризисную программу (программу антикризисных мер правительства), которая обобщает и структурирует все меры, принимаемые правительством для борьбы с кризисными проявлениями в экономике и устанавливает основные приоритеты на текущий год. Программой обозначены следующие основные направления деятельности правительства:

1. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости. Направление предусматривает дальнейшее развитие нацпроекта «Здоровье», мероприятия активной политики занятости (в том числе переобучение и переквалификация), оказание адресной поддержки гражданам, в том числе в переезде в другую местность для трудоустройства.

2. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала. Направление предусматривает поддержку эффективных предприятий – как меры общей поддержки реального сектора, так и отраслевые.

3. Снижение административного давления на бизнес. Направление предусматривает борьбу с коррупцией, устранение излишних административных барьеров, введение льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям, а также льготных арендных ставок при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.

4. Повышение устойчивости национальной финансовой системы. Предполагается расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, повышение доступности кредитов для предприятий реального сектора, а также санация банков, испытывающих трудности.

5. Макроэкономическая политика. Направление включает в себя меры по поддержанию макроэкономической устойчивости, взвешенной бюджетной политики, снижению темпов роста инфляции, повышению доверия к рублю, расширению банковского кредитования и его удешевления для предприятий и граждан.

6. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации. Направление предусматривает повышение эффективности поддержки субъектов за счёт постепенного снижения софинансирования расходных обязательств субъектов РФ и сокращения направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ с одновременным увеличением объемов оставшихся субсидий и концентрации их на решении 3-4 наиболее важных первоочередных для регионов задач. При этом выпадающие доходы бюджетов регионов будут компенсироваться. Усилия по поддержке реального сектора экономики должны сконцентрироваться на поддержке градообразующих предприятий и организаций.

Полный текст антикризисной программы Правительства РФ на сайте правительства. 

На заседании Правительства РФ также будут внесены поправки в федеральный бюджет на 2009 год с учётом нового макроэкономического прогноза правительства.

Согласно информации агентства «Интерфакс» со ссылкой на сопроводительные материалы к новому проекту бюджета, планируются следующие параметры главного финансового документа страны.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета РФ в 2009 году снизится на 4 трлн 213,5 млрд рублей по сравнению с ранее утвержденным объемом и составит 6 трлн 713,6 млрд рублей (16,6% ВВП). Общий объем расходов увеличится по сравнению с ранее утвержденным объемом на 667,3 млрд рублей и достигнет 9 трлн 692 млрд рублей (24% ВВП). Дефицит федерального бюджета составит 2 трлн 978,4 млрд рублей (7,4% ВВП) против утвержденного ранее профицита в 1,9 трлн рублей. Законопроектом предлагается увеличить расходы бюджета в 2009 году на 1 трлн 610,6 млрд рублей (4% ВВП) за счет так называемых антикризисных мер и сократить ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд рублей.

Новые параметры бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,42 трлн рублей, уровня инфляции 13% и среднегодовой цены нефти Urals $41 за баррель. Нефтегазовые доходы бюджета сократятся по сравнению с ранее запланированным объемом на 2 трлн 635,5 млрд рублей и составят 2 трлн 57,2 млрд рублей. Объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда не меняются и составят 2 трлн 531,1 млрд рублей и 5 трлн 147,5 млрд рублей соответственно.

Новые бюджетные ассигнования в сумме 1,6 трлн рублей предлагается направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения в условиях международного финансового кризиса. В частности, на господдержку банковской системы предполагается направить 300 млрд рублей, проведение мероприятий активной политики занятости населения - 43,7 млрд рублей, увеличение пособий по безработице - 33,9 млрд рублей, использование средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов - 26,3 млрд рублей.

Субъекты РФ в рамках антикризисных мер получат дополнительную финансовую поддержку в сумме 150 млрд рублей. Дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам составят 388,5 млрд рублей.

Часть новых расходов в сумме 66,7 млрд рублей будет направлена на финансирование расходных обязательств, «изменение размера которых зависит от показателей прогноза социально-экономического развития РФ».

Кроме того, антикризисные меры включают в себя иные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения в общей сумме 601,5 млрд рублей. Эти мероприятия включают в себя увеличение уставного капитала Россельхозбанка на 45 млрд рублей, ОАО «Росагролизинг» - на 25 млрд рублей, предоставление субсидий региональным бюджетам на возмещение сельхозтоваропроизводителям процентов по кредитам - 17 млрд рублей, господдержку малого предпринимательства - 6,2 млрд рублей.

Мероприятия по поддержке отраслей также предусматривают выделение 39 млрд рублей автомобилестроению и компенсацию недополученных доходов ОАО «РЖД» в форме взноса в уставный капитал в сумме 50 млрд рублей. Компенсация связана с изменением индексации тарифов на грузовые перевозки в среднем за 2009 год на 8% вместо ранее запланированных темпов роста на уровне 14%. Поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса составит 70 млрд рублей.

Для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой отечественной войны будет выделено 35 млрд рублей.

Кроме того, Минфин закладывает в новый проект бюджета резерв в размере 130 млрд рублей для обеспечения права правительства РФ направить в 2009 году средства федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с увеличением пенсий, пособий, социальных выплат в результате роста индекса потребительских цен и минимального прожиточного минимума пенсионера, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, обусловленной ростом сверх учтенных параметров численности пенсионеров, в том числе в связи с оптимизацией структуры Вооруженных сил РФ.

Комментарии экспертов

На самом деле, поправки оказались именно такими, какими они ожидались. Основная часть сокращений расходов пришлась на долгосрочное инвестирование и федеральные целевые программы. Существенно сокращены расходы по капитальному строительству, ремонту и закупкам нового оборудования и техники по различным ведомствам, в том числе силовым – это затронуло и МВД, и Минобороны. На 70% сокращены расходы по программе перевооружения – большая часть закупок перенесена на следующие годы. Сокращены расходы Министерства транспорта по дорожному строительству (это одно из самых больших сокращений в процентном отношении). Сокращения затронули некоторые расходные статьи Минэнерго и Минздравспорттуризма (по молодёжному направлению).

Увеличены расходы по социальным обязательствам и межбюджетным трансфертам в регионы - для покрытия выпадающих доходов и возникших бюджетных дефицитов. Это связано с запланированным увеличениеми заработной платы бюджетников, стипендий и пенсий. Значительные средства поступят в пополнение Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Единственная социальная статья, которая была незначительно сокращена – это статья по закупке оборудования для стационарных медицинских учреждений (она не распространяется на закупку оборудования для реанимаций, там всё остаётся по-прежнему). Увеличиваются расходы на образование, в том числе за счёт роста заработных плат учителей.

Бюджет свёрстан, исходя из очень консервативного сценария. С моей точки зрения, реальная ситуация будет несколько лучше. За счёт чего? Во-первых, в бюджете не заложено оживление в металлургии, которое происходит последние три недели. Растёт спрос и несколько выросла цена на металлургический экспорт. Во-вторых, в бюджете заложена очень консервативная цена на нефть – 41 доллар, в то время, как реальным среднесрочным трендом на этот год будут, скорее всего, те самые 50 долларов за баррель. Это означает, что бюджетные доходы от экспорта нефти будут приблизительно на 20% выше, чем заложенные сейчас. Соответственно, не будет и такого падения цен на газ, какое сейчас заложено в бюджете - а среднегодовая цена на газ будет в районе 200 долларов за 1000 куб. м. То есть, грубо говоря, можно ожидать экспортную составляющую доходов на уровне 2006 года. А это - один из очень «тучных» годов.

Кроме того, в бюджете не заложен эффект от импортозамещения. Мне кажется, что в пищевой промышленности и сельском хозяйстве импортозамещение будет существенным, и если сегодня у нас структура внутреннего производства и импорта в продовольствии 50/50, то я думаю, что ситуация изменится до 60 на 40 в пользу внутреннего производства сельского хозяйства и продуктов питания. А это, в свою очередь, означает довольно серьёзный рост доходов в экономике.

Таким образом я полагаю, что по итогам года дефицит бюджета будет около 5,5 – 6% ВВП, а падение ВВП будет не таким драматичным и составит около 4,5%. И это означает, что среднегодовое падение промышленного производства составит 8 – 8,5%. То есть, в итоге кризис развивается не по худшему сценарию. И это означает, что в третьем квартале уже должны всерьёз раскрутиться импортозамещающие эффекты, запущенные большой девальвацией рубля. Единственная опасность, что приток денег в объёмах, более чем запланированных, не вызвал бы опять укрепление рубля и снижение благотворного эффекта от его девальвации. Тем не менее, бюджет вполне реализуем и его доходная часть вполне приемлема. Вопрос только с контролем целевого расходования средств.

Теперь по поводу антикризисной программы. Идеологически вроде бы всё хорошо. Но что обращает на себя внимание? К сожалению, антикризисная программа так и не стала инструментом модернизации и роста эффективности экономики. Не видно, почему бы она стимулировала снижение издержек, в то время, как высокие издержки и составили очень важную компоненту специфики российского кризиса. Между тем, издержки пока падают не сильно, несмотря на то, что цена металла упала, упала и цена топлива - причём даже не так сильно, как упало сырьё.

Что здесь имеется ввиду? Дело в том, что предоставляемая государством помощь предприятиям не обусловлена конкретными целями и показателями роста эффективности и конкурентоспособности. Можно привести пример. Мы все знаем, как выделялась помощь автомобильной промышленности США. Конкретно под смену платформ, под переход на экономичные и гибридные автомобили, на экономию топлива и т.д. При неисполнении условий там были предусмотрены конкретные санкции. Поддержка стратегических и градообразующих предприятий в России тоже должна была бы предоставляться на условиях достижения конкретных показателей – либо увеличения доли рынка, либо увеличения доли экспорта, либо снижения издержек. И эти параметры должны быть прописаны в контракте с государственными органами, предоставляющими поддержку, в очевидном и ясном виде, должны быть предусмотрены самые очевидные санкции. Например, в виде процентных ставок по кредитам – если выдержите те обязательства, которые взяли – одни процентные ставки, не выдержите – тогда ставки на уровне сложившихся на рынке, что это означает почти гарантированную смену собственника. Тогда это была бы уже сильнейшая мотивация для собственников и для нанятых ими менеджеров биться за исполнение договорённостей с государством до последнего. А без этого, без санкций за нарушение соглашений между государством и получателем помощи никакого стимула повышать эффективность производства нет. Мне кажется, что аналогичный подход должен применяться и по отношению к регионам и муниципалитетам.

Без всего этого мы выйдем из кризиса такими же неэффективными, как были, не укрепим и не модернизируем нашу экономику.

Поправки в бюджет действительно социально-ориентированы. Очевидно, это можно только приветствовать, так как многие люди окажутся в связи с кризисом в затруднительном материальном положении. Параметры социальной помощи достаточно очевидны и ясны. Но мне также хотелось бы понять, какие средства будут выделены на поддержку промышленности и инвестиции в инфраструктуру.

Сейчас главное – это попробовать найти методы поддержки промышленности и экономического роста. Не хотелось бы, чтобы поправки к бюджету были выдержаны в «антиинфляционной» парадигме тотального сокращения расходов. Понятно, что социальные расходы сократить нельзя, потому что их защищают премьер и президент. Но в этом случае «антиинфляционная» парадигма потребует значительного сокращения всего остального – и прежде всего средств, выделяемых на поддержку экономики и развитие инфраструктуры. Многие эксперты ждут ответа на вопрос о том, будет ли по-прежнему уделяться внимание экономическому развитию, и ответ на этот вопрос можно будет получить, когда поправки будут представлены.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".