Статья
21010
24 сентября 2019 19:26
Зависимость или подотчетность: что будет с новой украинской Радой
Первое заседание ІІ сессии Верховной Рады Украины ІХ созыва запомнится принятием законопроекта № 7203 — снятие депутатской неприкосновенности. 373 депутата (из 300 необходимых) проголосовали «за» внесение изменений в Конституцию Украины. На волне ликований по поводу этого закона, есть смысл присмотреться к нему ближе, особенно потому, что эта тема как-то странно быстро выпала из повестки.История депутатской неприкосновенности началась еще в 1999 году — в предвыборной программе Леонида Кучмы. В 2000 году этот вопрос был вынесен на всеукраинский референдум. Тогда 80% граждан, голосовавших на референдуме, поддержали отмену депутатской неприкосновенности. А еще двухпалатный парламент и уменьшение количества депутатов. Впрочем, тогда вопросы, поставленные на референдум, остались риторическими — ничего из поддержанного украинцами так и не воплотилось в жизнь.
Затем идея отмены неприкосновенности опять прозвучала в 2008 году — депутаты-однофамильцы IV созыва Кириленки подали законопроект на эту тему. Вопрос опять остался в стороне. Через 9 месяцев был зарегистрирован еще один законопроект, и среди авторов уже был будущий президент Украины Виктор Янукович. Янукович не забыл об отмене неприкосновенности, и заявлял о необходимости такого шага еще раз в 2010 году. Но дальше разговоров опять не зашло.
После Майдана, в 2015 году, президент Петр Порошенко подал законопроект об отмене депутатской неприкосновенности, но тот был отозван через 3 года. Тогда в законопроекте была также прописана отмена неприкосновенности судьей. В 2017 году появился еще один законопроект. На этот раз депутатский, с предложением отменить неприкосновенность. И через несколько месяцев — еще один от Порошенко, на этот раз, правда, уже без учета неприкосновенности судьей. И уже этот законопроект, после того как Порошенко на посту президента сменил Владимир Зеленский, был принят 3 сентября 2019 года.
Длинный, 19-ти летний путь отмены депутатской неприкосновенности, закончился победным голосованием, основную заслугу которого приписывают партии президента «Слуга народа». Представители фракции «Оппозиционная платформа За жизнь» (правонаследница печально известной «Партии регионов») уже грозятся обратиться в Конституционный суд с обжалованием этого решения. Впрочем, шансов на удачное оспаривание у них практически нет: Конституционный суд одобрял последние 3 варианта законопроекта об отмене неприкосновенности, да и процедура принятия закона была соблюдена. В итоге имеем отмену неприкосновенности с 1 января 2020 года, и огромный дивиденд доверия президенту Зеленскому и его партии, которые отыгрывают реноме политиков, не тянущих кота за хвост. Впрочем, в этом случае хвост животного остается слишком длинным, и предусматривает много вопросов.
Отмена депутатской неприкосновенности в Украине ставилась под вопрос еще в 2015 году Венецианской комиссией по соблюдению прав человека. В своем выводе касательнозаконопроекта, поданного Порошенко, комиссия заявила, что полная отмена депутатского иммунитета в стране с неустоявшейся демократией, коей является Украина, потенциально опасна для автономии парламента.
Несмотря на определенный прогресс за 4 года, Украина все ещё остается неустоявшейся демократией. Большинство политиков все также остаются под надежной крышей олигархических кланов, и тем не менее, отмену неприкосновенности украинцы встречают с хлебом-солью. Причина такой теплой встречи — социальная.
Украинцы устали от своеволия власти и огромной социально-экономической пропасти между власть имущими и гражданами. Собственно, именно эту карту разыгрывал Зеленский в своей предвыборной кампании. «Сделаем их вместе» — это как раз о тех, кто стоит при власти. Снятие разграничения между людьми и политиками в программе Зеленского порой доходили до комического: он обещал избавиться от кортежей, которых киевские улицы не видели со времен Януковича. Но память о них (а вернее, от пробок, которые они образовывали по городу) настолько сильная и настолько символична в социальном разделе, что это стало важным поводом проголосовать за него. Это старая травма постсоветской Украины — желание меньшего социального и экономического разделения. И отмена неприкосновенности — яркий и практически незабываемый шаг новой власти в этом направлении.
Такой ответ на социальный запрос справедливости очевиден и в чем-то логичен. Но не безопасный. Является ли депутатская неприкосновенность ключом к демократизации страны?
В первую очередь это один из инструментов, гарантирующих независимости законодательной ветви власти. И воспринимать ее стоит именно в этом ключе, а не как волшебную палочку, которая запрет в камере всех нечестных депутатов. Защита законодательной институции от внешнего вмешательства для Украины как страны, в которой власть остается прочно завязанной на бизнесе, важна и краеугольна. И вопрос нахождения во власти упомянутых нечестных и подконтрольных бизнесом кандидатов — это не вопрос, решаемый механизмом защиты парламентаризма, а, прежде всего, недостаточной образованности и политической активности избирателей.
Уже через несколько дней после принятия закона начали появляться сообщения о необходимости немедленной реформы судебной системы, так как депутаты, оставшиеся без иммунитета, якобы оказываются под угрозой коррумпированных судов. Этот месседж очень активно продвигается провластным телеканалом и членами партии «Слуга народа». И тут мы сталкиваемся с двойственностью: с одной стороны, судебная реформа в Украине — нужна. С другой же, судебная реформа началась в 2015 году после Революции Достоинства, которая предусматривала формирование нового Верховного суда. Процедура прошла по открытой и прозрачной процедуре, но невнятные попытки расследований преступлений Майдана и покрывательство преступников, так или иначе связанных с исполнительной и законодательной властью, к сожалению, остаются на повестке.
Вот только после начала президентства Владимира Зеленского к власти пришла группа людей, возглавляемая Андреем Портновым — бывшим красным кардиналом судебной системы при Януковиче. Это бросает тень на потенциальную судебную реформу, за которую так ратует «Слуга народа». Ведь в такой ситуации судебная реформа, на которую сейчас направляют общественный запрос, может оказаться большим шагом к установлению диктатуры, через установление контроля над судами.
И не только над судами. Внесенный законопроект об императивном мандате, уже окрещённый «законом о партийной диктатуре», если будет принят, обяжет всех членов фракции голосовать в унисон с линией партии.
С одной стороны, отмена неприкосновенности — это стопроцентное попадание в яблочко всенародной любви. С другой, неприкосновенность никогда не позволяла депутату делать все, чего ему соблагоизволится, хоть среднестатистический украинец именно такое представление о неприкосновенности и имеет. В конце концов, всегда был действующий механизм избавления депутата неприкосновенности в случае совершения преступления. А вот отмена общей неприкосновенности имеет два исхода: нулевой — принятый закон вообще никак не повлияет ни на коррупцию, ни на поведение самих депутатов; и плохой — украинский парламент станет еще более зависим от вмешательства олигархии.
Виталий Школяров специально для «Актуальных комментариев»
29 октября 2024
Колонки
Зеленский дозревает
Алексей Чеснаков о перспективах приглашения
Украины в НАТО
28 октября 2024
Колонки
Интрига по транзиту сохраняется
Игорь Юшков о транзите газа из России в
Европу
28 октября 2024
Колонки
Электоральный туман
Михаил Карягин о рисках выборов в США для
будущего Украины