Комментарий
3382 22 марта 2023 13:19

Женщины в политике: анализ трендов

Мария Сергеева политологМария Сергеева

Мария Сергеева
политологМария Сергеева
В последнее время мы наблюдаем тренд на увеличение числа женщин в российской публичной политике, в том числе и на топовых ролях. Но насколько это соответствует электоральным запросам? 

Я посмотрела ряд опубликованных на эту тему социологических исследований за последние пять лет плюс обобщила свой политтехнологический опыт. Вот что у меня получилось. 

Изначально женщина находится в менее выгодной позиции, чем мужчина. Порядка 10% электората в России в принципе не готовы голосовать за женщину-кандидата. Причём не готовых голосовать за женщину мужчин больше, чем женщин. Впрочем, если смотреть региональный разрез, там все не так плохо: логично, что изрядную долю не готовых голосовать за женщину дают традиционные исламские регионы. Часть не готовых голосовать за женщину также не ходит на выборы, так что на выходе у мужчины преимущество процентов пять. 

При этом легче всего будет тем женщинам-кандидатам, которые ассоциируются с социальной сферой, такого кандидата будет легче всего провести: образование, здравоохранение, занятость, культура, благотворительность. Такая женщина попадает в запрос ожиданий от женщин-политиков. 

Теперь поговорим про образ, про то, какими качествами должна обладать кандидат-женщина. От женщин ждут: близость к людям, эмпатию, хозяйственность, интуицию, мудрость, дипломатичность, заботу. 

При этом на внешность женщины-политика обращают внимание гораздо больше, чем на внешность мужчины. Быть симпатичной и обаятельной — один из запросов к женщине-кандидату, увы, пока мы от этого никуда не денемся. 

Каких женщин-политиков избиратели не принимают? Слишком мягких, слишком эмоциональных, слишком амбициозных, слишком сильно уделяющих время семье и детям. Также есть предубеждение, что женщина более жадная, более склонна к коррупции. 

Судя по таким противоречащим друг другу запросам, любые экстремумы в образе женщины не приветствуются. Если мужчина-политик может позволить себе быть ярким и резким, то идеальная женщина-кандидат — «такая же, как все», буквально соседка с нашего двора, своя. 

Противоположность «своей» для большинства электората — Ксения Собчак. Это буквально контрольная группа, лакмусовая бумажка. В тех вопросах, где вы можете быть похожи на Собчак, вы не понравитесь избирателям. 

И тут дилемма. С одной стороны, женщине нужно быть ярче мужчин. Умнее, сильнее и работоспособнее, чтоб иметь успех в мужском мире политики. С другой стороны, чтобы нравиться народу нужно не слишком высовываться. Как решать эту задачу? 

Безусловно, в каждом случае нужен индивидуальный подход, но есть два универсальных работающих правила. 

Первое. Не пытаться браться сразу за всё, не размывать имидж. Не быть таким сверхчеловеком, когда ты и заводы поднимаешь и бисером плетёшь. Брать свою уникальную нишу, тему и проект, где вы точно сильнее и компетентнее остальных, и последовательно вспахивать эту поляну. Ваша яркость — именно в проекте. Уникальное знание своей сферы или территории. 

Второе, опять моя любимая Нетфликс-политика. Вы должны стать персонажем, за которым интересно следить. Но тут не перебарщивайте с личным. За нарядами и личной жизнью женщины следить интересно, запрос существует, но есть опасность стать селебрити и светской львицей, а не политиком. Ваш «сериал» должен быть именно в реализуемых вами проектах, а не в образе жизни.

Источник
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".