Статья
2268 4 октября 2011 23:24

ЖКХ - на контроль

Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник прибыл в Нарьян-Мар, где провел заседание президиума Госсовета на тему «О мерах по повышению качества жилищно-коммунальных услуг населению». 

Заседание проходило в Нарьян-Маре, административном центре Ненецкого автономного округа - единственного субъекта РФ, где Дмитрий Медведев еще не побывал в период своего президентства, сообщает «Интерфакс»

Президент посетил один из домов в Нарьян-Маре, относящийся к категории ветхих. 

Глава государства специально заехал в этот неблагоустроенный дом, чтобы расспросить его жильцов об условиях жизни. 

Деревянный двухэтажный 8-квартирный дом по улице Пионерская введен в эксплуатацию в 1940 году. Три года назад здесь был проведен текущий ремонт, однако общий износ дома составляет 70%. Медведев вошел в одну из квартир и поговорил с жильцами. Они рассказали ему, что жилищные условия здесь приемлемые, однако все равно зимой в таком доме бывает холодно. 

«Здесь у вас уютно, но все равно нужно в новый дом переселяться», - сказал президент. Медведев спросил у губернатора и мэра, что планируется делать с этим домом. Главу государства заверили, что уже в следующем году все жильцы из этого здания переедут в новые дома. 

«Видели и пострашнее, здесь картина еще приемлемая. Но все равно 70 лет это очень много», - заметил Медведев. 

«Такие бараки нужно все ликвидировать. Это все подлежит сносу, но постепенно, а пока нужно сделать так, чтобы в нем было удобно жить», - подчеркнул он. 

Медведев обратил особое внимание губернатора и мэра на то, что они должны проследить за тем, что жильцы дома должны быть переселены в новое жилье согласно плану в следующем году. Президент попросил члена бюро высшего совета «Единой России» Владимира Пехтина, чтобы он проследил за этим по партийной линии. 

Свою поездку Дмитрий Медведев начал с посещения центральных очистных сооружений Нарьян-Мара. Президент отправился на следующие объекты, сам сев за руль автомашины. 

Президент отмечает, что вопросы деятельности жилищно-коммунального хозяйства актуальны для всех регионов России. 

«Проблема ЖКХ актуальна в стране - от юга до Арктики», - сказал он в ходе беседы с губернатором Ненецкого автономного округа Игорем Федоровым. 

Он подчеркнул, что во время поездки по городу отметил, что за жилищным фондом здесь «стали ухаживать, но проблем еще достаточно». 

Президент сказал, что на содержание домов много приходится тратить средств, но они не пригодны для жилья, и в связи с этим поставил задачу: «Полностью истребить ветхое жилье». 

Президент подчеркнул, что для него поездка в этот округ является значимой. «Это 83-й субъект РФ, который я посещаю», - сказал он. 

В ответ губернатор сообщил, что в округе реализуется программа сноса ветхого жилья и строительства нового, и пообещал, что к 2016 году ветхое жилье будет все уничтожено. 

Президент России в качестве подарка передал губернатору федеральные акции Нарьян-Марского авиаотряда. 

Во время встречи с губернатором президент подписал указ, согласно которому в собственность НАО передаются находящиеся в федеральной собственности 100 процентов акций ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» для привлечения Администрацией АО до 2012 года на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 1215,1 млн рублей в комплексную реконструкцию и строительство объектов авиатранспортной структуры аэропорта Нарьян-Мара. 

Дмитрий Медведев также поручил главе Минрегиона Виктору Басаргину подготовить предложения по составу комиссии, которая будет заниматься вопросами проблемных управляющих компаний. 

«Подготовьте в трехдневный срок предложения по составу комиссии и на четвертый день примите», - потребовал глава государства. 

«Нужно делать это максимально быстро», - добавил он. 

Выступая на заседании президиума Госсовета, Басаргин выступил с предложением создать специальную комиссию, которая будет заниматься проблемными управляющими компаниями в сфере ЖКХ, в частности при первых признаках банкротства вводить внешнее управление. 

Министр выразил готовность возглавить эту комиссию, однако высказался за то, чтобы сделать ее состав наиболее широким с точки зрения участия в ней других министерств и ведомств.

Дмитрий Медведев также заявил о необходимости прокурорской проверки расходования средств бюджета в жилищно-коммунальной сфере. 

«Еще одну прокурорскую проверку придется провести - по расходованию бюджетных средств на ЖКХ. К сожалению, это сфера, где приходится постоянно трясти тех, кто этим занимается. Надо заявлять и наказывать тех, кто разбазаривает деньги населения. Таких случаев, к сожалению, очень много», - сказал президент. 

По его словам, износ основных фондов предприятий ЖКХ составляет почти 60%, а по отдельным регионам - до 80%, ситуация в этой сфере меняется медленно. 

«Средства, которые выделяются на развитие отрасли, тратятся далеко не всегда эффективно, и надо признаться откровенно, что в ряде случаев просто разворовываются. Во многом из-за этого не хватает денег не только на модернизацию, но и для нормальной эксплуатации инфраструктуры в ЖКХ», - подчеркнул президент. 

Он напомнил, что только в прошлом году на нужды жилищно-коммунального хозяйства из всех источников финансирования было направлено более триллиона рублей. «Огромные деньги на самом деле», - заметил Медведев. 

Глава государства указал на необходимость строго следовать утвержденным новым правилам предоставления коммунальных услуг, которые содержат четкие требования к их качеству и юридические механизмы для защиты прав граждан. 

По его мнению, уровень контроля в сфере ЖКХ необходимо поднять. «Важно усилить роль государственных жилищных инспекций. Сейчас есть проблемы. У федеральных органов власти зачастую недостаточно полномочий в области жилищного контроля. С другой стороны, органы исполнительной власти регионов физически по разным причинам с этой задачей не справляются. Нужно продумать решение, которое позволит изменить такое положение дел», - сказал президент. 

Он также прокомментировал список мер, которые ранее было решено принять в сфере ЖКХ. По его словам, часть предложений реализована, выполнение ряда затягивается. 

«Обращаю внимание на то, что по целому ряду этих поручений сроки уже истекли. Необходимо ускориться», - подчеркнул Дмитрий Медведев. 

 

Президент поручил в ближайшее время создать единый ресурс для информирования населения обо всех аспектах сферы ЖКХ. 

Глава государства подчеркнул, что необходимо развивать институт общественного контроля за коммунальной сферой, причем контролировать не только применение тарифов, но и качество услуг. 

«В течение ближайших месяцев должен быть создан единый информационный ресурс, который будет ресурсом, где размещается информация управляющих компаний. Наши люди, наши граждане, должны понимать, за что и по каким тарифам они платят, иметь возможность отслеживать эту ситуацию, и, соответственно, экономить собственные деньги», - сказал Медведев. 

Как отметил президент, подготовлен проект закона, которым будет введена ответственность управляющих организаций за нарушение правил предоставления информации. 

«Граждане должны иметь доступ ко всем данным, касающимся коммунальных платежей, а также данным, касающимся взаимоотношений между управляющей компанией и поставщиком услуг, данные, которые касаются наличия задолженности. Такая информация должна регулярно обновляться», - подчеркнул он. 

«Публичной должна стать и информация поставщиков коммунальных услуг, которые представляются ими в соответствующие органы в целях установления тарифов. То есть, тарифообразование должно быть прозрачным. Нужно сделать публичной и саму процедуру регулирования тарифов», - считает Дмитрий Медведев. 

 

Президент поставил задачу включить в список поручений по итогам Госсовета те вопросы, которые до сих пор не решены после поручений, данных в прошлом году. 

«Предлагаю утвердить перечень поручений, включая те, которые не были выполнены», - заявил глава государства. 

«То, что они не сделаны, это очень плохо, это выглядит как саботаж; нужно это доделать», - потребовал он. 

«Надо сделать все в максимально короткое время и не в пилотном варианте», - подчеркнул президент. 

Глава государства прокомментировал ряд предложений, прозвучавших на сегодняшнем заседании. «Нужно двигаться к тому, чтобы тариф на жилищно-коммунальные услуги был долгосрочным», - согласился он с одним из выступавших. «Нужно подумать над механизмами фиксации», - сказал президент. 

Медведев также одобрил предложение по поводу конкурсов для управляющих компаний. «Может быть, это встряхнет ситуацию», - сказал президент. «Мы собираемся сделать ситуацию прозрачной, и, может быть, в рамках этого и нужно провести конкурс на региональном, муниципальном уровнях», - считает он. 

«Еще раз встряхнуть управляющие компании было бы неплохо, сильные и смелые выживут, а слабые и вороватые умрут, туда им и дорога», - сказал глава государства. 

Медведев согласился и с предложением о привлечении крупных инвесторов в сферу ЖКХ. «Их должно быть не два-три, а десятки, только тогда ситуация будет улучшаться», - отметил он. 

Медведев также поручил властям Приморья разобраться и наказать виновных в отключении Вечного огня во Владивостоке.

«Мы живем в период, когда все решения должны быть экономически мотивированными, но не должно быть аморальных решений», - подчеркнул он.

«Я понимаю, когда коммунальные структуры выключают газ в случаях, когда наблюдаются хронические неплатежи, но абсолютно неприемлема ситуация, когда за неуплату нескольких счетов, в которой еще надо разобраться, отключают Вечный огонь», - заявил президент. 

«Поручаю правительству и губернатору Приморского края разобраться, что произошло и примерно наказать тех, кто это сделал», - сказал глава государства. «Это недопустимо», - подчеркнул он. 

 

 

Комментарии экспертов

Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве весьма проблемная. Особенно ее актуальность важна на фоне грядущих выборов. Гражданин повседневно сталкивается с жилищно-коммунальным хозяйством, и от того, как и какие услуги ему оказываются, будет зависеть и доверие людей к власти в целом. 

Что касается управляющих компаний, действительно, существуют очень серьезные проблемы, связанные со злоупотреблениями. Коррупционная составляющая в ЖКХ - одна из самых больших. Больше, наверное, только в строительстве. Поэтому предложенные президентом меры - проверка прокуратурой расходования бюджетных денег в сфере ЖКХ, создание комиссии, которая будет заниматься вопросами проблемных управляющих компаний, - должны изменить ситуацию. 

К тому же взаимодействие с ЖКХ и управляющими компаниями являются основополагающими, в том числе, для реализации модернизационного курса. Энергопотери в секторе очень большие, расходы - высокие, поэтому без внедрения современных технологий, и, соответственно, новых схем ведения хозяйства, решить проблему здесь будет крайне сложно. 

Кроме того, ЖКХ традиционно висит на региональных бюджетах. На балансе у государственных компаний остается достаточно большое количество объектов инфраструктуры, и во многом, переход от ведомственной собственности к региону вызывает ряд сложностей. Поэтому, без создания единой системы, в том числе мониторинга, и работы с управляющими компаниями, решить проблему повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства в среднесрочной перспективе будет практически невозможно.  

Что касается публичной процедуры регулирования тарифов, то здесь также нужно решить множество вопросов. Есть очень много составляющих в тарифах ЖКХ, которые очень сложно отрегулировать в целом. Например, есть тарифы, которые связаны с энергетиками, а также с генерацией, с механизмами передачи энергоресурсов и т.д. Поэтому здесь может возникнуть вопрос, как публично сформировать тарифы. Плюс ко всему, необходимо понимать норму рентабельности в разных отраслях, и в ЖКХ в том числе. 

В ЖКХ  очень большой износ, причем он очень серьезно отличается в разных регионах. И понятно, что в тарифах должны быть учтены средства, направленные на латание дыр. То есть, деньги должны быть не только на текущую деятельность компании, но и на модернизацию сетей. В противном случае, достаточно высок риск аварий. К тому же, постепенно будут расти расходы у управляющих компаний, просто потому что энергопотери будут также расти в связи с изношенностью. 

Поэтому, идея создания общедоступной базы данных по ЖКХ и публичной процедуры регулирования тарифов правильная, но необходимо будет придумать модель, как она будет реализована. Прежде всего, надо понять, каким образом эти платежки в конечном счете свести к понятной модели ценообразования. Нужно, чтобы каждый из ее участников – от газового производителя до управляющей компании  - понимал, каким образом образуется стоимость его услуги, и, соответственно, каким образом она включается в стоимость непосредственно квитанции. 

На  самом деле, при эффективной модели реформирование жилищно-коммунального хозяйства может стать очень серьезным драйвером для повышения эффективности как всей социальной сферы, так и повышения эффективности естественных монополий или бизнес-структур, которые работают в региональном хозяйстве. 

Касаясь реформы ЖКХ, нужно отметить, что регулирование тарифов передано на региональный уровень. Зачастую муниципалитеты не всегда справлялись с тем, чтобы не допускать превышения пределов установленного уровня. Во многих регионах уже осуществился переход на100-процентную оплату коммунальных услуг населением. Несмотря на то, что этот процесс болезненно воспринимается, это  необходимое условие для того, чтобы переходить к конкурентному рынку в этой сфере, осуществлению услуг ЖКХ и предоставления их населению.  

С другой стороны, федеральный центр по-прежнему не отказывается от поддержки регионов. Он готов субсидировать многие расходы, в частности, по внедрению энергоэффективных технологий. Срок действия  Фонда содействия реформе продлен, и это достаточно большие средства. Все эти меры необходимы, чтобы решить проблему ветхого аварийного жилья. То есть, федеральный центр свои обязательства полностью выполняет. На федеральном уровне все решения основные приняты, на региональном уровне уже ряд преобразований проведен, но еще много предстоит сделать, особенно в сфере привлечения инвестиций. На уровне центра (Минрегионразвития развития курирует реформу) уже открыто признают, что действительно не хватает бюджетных средств, чтобы в полной мере осуществлять реформу ЖКХ. 

Не хватает средств, потому что износ фондов очень велик - более 60%, а в ряде регионов – более 80%.  Модернизация нужна очень масштабная. Поэтому одним госбюджетом и даже при поддержке региональных бюджетов это не решить. Необходимы инвестиции, в том числе и частные. В том числе в качестве инвесторов рассматриваются не только бизнес, но и население. Этот момент впервые прозвучал открыто летом этого года в выступлении министра Виктора Басаргина. Он фактически признал, что только  лишь государство и бизнес не смогут справиться с реформой. 

Населению тоже, как это ни прискорбно, придется участвовать финансово в реформировании этой отрасли, которая долгие годы была и убыточной, и низкоэффективной. Население воспринимает это по-разному. Конечно, как правило, обычно такие вещи воспринимаются негативно. Но многое зависит от того, насколько региональные власти умеют улавливать общественные настроения. Это очень важно, особенно в преддверии выборов. 

И понятно, что региональным властям предстоит компенсировать затраты льготным категориям граждан. А остальным, тем кто льгот не имеет, придется в общем-то принять как данность. Взамен люди будут получать возможность управления коммунальным хозяйством на уровне своего дома, я имею ввиду ТСЖ, но этот механизм не совсем отлажен в регионах. И это понятно: у людей нет такого опыта. Многие настороженно относились к этой идее в принципе, и пока не всегда эффективно работают эти компании, и не всегда действительно осуществляется контроль. 

В этом плане инициатива Народного фронта по введению общественного контроля за расходованием средств, которые выделяются на реформу весьма актуальна. Потому что люди пока сами не всегда справляются с этими полномочиями, которые у них есть. Они не готовы контролировать работу управляющих компаний, которые они же и выбирают. 

Конечно, в каких-то регионах реформа идет лучше, в других – тормозит. В целом хочу отметить Татарстан, который достаточно неплохо преуспел и во внедрении энергосберегающих технологий и в целом в реализации реформы ЖКХ. Северные территории сейчас отстают, это понятно. Также отстают регионы высокодотационные, по причине того, что у них задолженности копятся. Во многих регионах Северного Кавказа большая очень задолженность населения за услуги ЖКХ. Это такая проблема, которую непонятно как решить. Население не готово оплатить эту задолженность, местный бюджет – тоже. Соответственно все ждут от центра каких-то решений по поводу того, как бы этот долг каким-то образом уменьшить, реструктуризировать и т.д. 

В целом надо сказать, что регионы  с высокими дотациями не всегда распоряжаются должным образом средствами на нужды ЖКХ. Всегда находятся какие-то другие, более важные отрасли. 

Что касается наступления зимнего сезона, то к нему тоже не все регионы готовы. Именно поэтому центр принимает нужные меры сейчас. Сейчас нужно воздействовать на губернаторов, на глав регионом, на местные власти, соответственно, через них принять превентивные меры, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций, которые в предвыборный период могут быть очень значимыми с точки зрения протестных настроений. 

Какие-то вещи, связанные с повседневной жизнью людей, отключение тепла и т.д., могут  спровоцировать выступления даже не сами по себе, а просто в качестве повода, который использует оппозиция. 

Обычно к 1 ноября подводят итоги подготовки к зиме, и тогда же уже на уровне министерства делаются выводы - кого, может быть, поощрить, кому-то указать на ошибки. Сейчас в связи с предвыборным периодом тема очень активно обсуждается. Центр стремится заранее предупредить всех, кого возможно, что ответственность несут губернаторы и местные власти за какие-либо чрезвычайные ситуации в этой сфере. 

Вопрос ЖКХ - один из самых серьезных сейчас в нашей стране, поскольку социальная температура, которая время от времени растет в различных регионах, связана именно с этой темой. Об этом свидетельствует, например, анализ работы горячей линии, которая работала в Общественной палате. Судя по письмам и обращениям, можно сказать, что существует очень много проблем, как  в сфере жилищной политики, так и в сфере обеспечения жильем. Основной вопрос – отсутствие каких либо стандартов в этой сфере. К тому же население сейчас столкнулось, с одной стороны, с необъективными подходами управляющих компаний. А с другой стороны, не все регионы готовы обеспечивать качественные услуги своим гражданам. 

Конечно, управляющие компании иногда пользуются отсутствием таких прописанных норм в законодательстве. Поэтому нормы и стандарты должны быть прописаны на федеральном уровне. Может быть, на уровне субъектов, поскольку у нас разные климатические условия и так далее. 

Должны быть нормальные разумные стандарты ЖКХ. Оплата всех услуг, с которыми сталкивается человек, проживая на той или иной площади, должна быть понятна каждому. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что среднестатистическая семья не всегда может вовремя оплатить эти услуги. Можно увидеть, что даже  многодетным семьям отключают воду или свет за неуплату. И поэтому, я думаю, что в повестке дня стоит очень важная тема обеспечения права человека на жилье, что напрямую сопряжено с повышением качества жизни, сбережение народа. 

На мой взгляд, очень актуальна и тема ветхого жилья, которую сегодня затронул президент. Она, на мой взгляд, существует не только в указанном регионе.  Ветхое жилье можно увидеть во всех регионах, и не только в сельской местности, но и в городах. Это я увидела, когда мне было поручено изучить ситуацию в районах, пострадавших от пожаров прошлым летом. Эти проблемы надо решать. 

И здесь невозможно обойтись без социальных стандартов. Нужна доступность ЖКХ для каждой отдельной семьи. В этом смысле нужна и прозрачность тарифообразования и повышение отвественности лиц, которые отвечают за данные услуги. 

Должен быть ужесточен и общественный контроль. Я очень рада, что такие инициативы по контролю над управляющими компаниями озвучил президент. 

На мой взгляд, чтобы решить обозначенные проблемы системно, нужно продолжить направление формирования эффективной социальной политики и социальной безопасности. Следует выходить на политику внедрения и социальных стандартов, и гарантий государства по обеспечению прав повсеместно на федеральном уровне, независимо от регионов, в котором граждане проживают. Социальное расслоение общества нужно сделать минимальным. 

В жилищно-коммунальной сфере сосредоточены те проблемы, которые непосредственно влияют на социальное самочувствие граждан, определяют качество и комфорт их жизни.

Проблемы в сфере ЖКХ сегодня одни из самых болезненных для людей. Прежде всего, речь идет о росте тарифов и неудовлетворительной работе ряда управляющих компаний, которая зачастую выходит за все разумные рамки. «Единая Россия» не первый год занимается решением этого вопроса и продолжит работу по контролю над ростом тарифов и качеством услуг ЖКХ. 

В прошлом году по поручению лидера «Единой России» Владимира Путина партия осуществляла контроль над ростом цен на услуги ЖКХ. С информацией о самоуправстве управляющих компаний в общественные приемные президента страны, главы правительства, в региональные отделения «Единой России» обратились тысячи людей. Благодаря этой совместной работе во многих регионах удалось не допустить скачка стоимости коммунальных услуг. 

Внимание нужно уделять не только контролю и мониторингу тарифов, но и информированию людей об уже принятых решениях. Далеко не все знают, что на государственном уровне принято решение заморозить рост тарифов на услуги ЖКХ как минимум до июля следующего года. И недобросовестные коммунальщики этим активно пользуются, под разными предлогами увеличивая суммы в квитанциях. Вот почему вопросы повышения качества услуг ЖКХ и обеспечение добросовестной работы управляющих кампаний – темы, которые необходимо обсуждать публично, в том числе, и на площадках партии, Общероссийского народного фронта. 

Широкое обсуждение проблем ЖКХ поможет выявить «узкие» места в законодательстве, определить наиболее проблемные точки. Кроме того, нужно распространять успешный опыт регионов, муниципалитетов и отдельных управляющих кампаний по решению коммунальных проблем, подготовке квалифицированных управдомов. Ведь очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда два соседних региона с практически одинаковой ситуацией в ЖКХ ничего не знают о наработках друг друга. А потом некоторые удивляются, почему один регион находится в лидерах, а второй получает «неуд» по работе в жилищно-коммунальной сфере. 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".