Статья
926 1 сентября 2011 12:12

В поиске новых партнеров

В конце августа 2011 года РФ обратила пристальное внимание на Латинскую Америку. 21-24 августа регион с официальным визитом посетил министр иностранных дел Сергей Лавров. В ходе поездки он побывал в Сальвадоре, Перу и Венесуэле. В Сальвадоре глава российского внешнеполитического ведомства был принят президентом страны Маурисио Фунесом и провел переговоры с министром иностранных дел Уго Мартинесом. Схожий пул контрагентов сохранился и в двух других государствах визита. Лавров общался с президентами республик, высшим руководством исполнительной власти и собственными коллегами – главами МИД. Пул вопросов, обсуждавшихся в ходе поездки, был также во многом схожим. Речь шла об оценке перспектив развития двусторонних отношений в политической и торгово-экономической сфере.

Турне Лаврова свидетельствует о том, что Россия в Западном полушарии приступила к поиску новых предметных партнеров. Резкий рост интереса Москвы к латиноамериканскому направлению пришелся на 2008-2009 годы. Под влиянием ухудшения отношений с США, из-за ситуации в Закавказье, РФ решила восстановить своё присутствие на американском «заднем дворе». Этому способствовала и стремительная трансформация местного политического ландшафта. В середине 2000-х к власти в целом ряде местных субъектов пришли политики, позиционирующие себя как последователи идей т.н. «нового социализма» (или «социализма XXI века»). Все они с недоверием относились к Соединенным Штатам и искали альтернативных партнеров из числа ведущих мировых держав. Активность РФ оказалась для них как нельзя кстати. «Новые социалисты» восприняли её как наследницу СССР и, соответственно, защитницу социализма. Но, как показала практика, строить партнерские связи большинство из них (прежде всего, Боливия и Эквадор) хотело не на взаимовыгодной основе, а в советском стиле. То есть на основе безвозмездных кредитов или прямой экономической и военно-технической помощи. Пойти на это РФ не могла. В результате ни с кем кроме Венесуэлы подлинно предметных контактов построить не удалось. Сохранение интереса к региону заставило Москву пойти на очередной раунд выявления стран, заинтересованных в подлинно содержательном взаимодействии.

В этом контексте наибольший интерес для РФ представляет Перу. Республика относится к числу средних государств Западного полушария с достаточно развитой, по местным меркам, экономикой. Она обладает крупными запасами полезных ископаемых. Самыми важными из них являются цинк, золото, медь, свинец и серебро. На севере, в прибрежной части республики добывается нефть. На востоке страны обнаружены запасы природного газа. То есть потенциально РФ могла бы развивать с Перу совместные проекты в энергетической сфере. Речь, прежде всего, идет о добыче газа.
Кроме того не исключен интерес Лимы к российским разработкам в области атомной энергетики. Наконец, самостоятельным сегментом сотрудничества могут стать и военно-технические связи, тем более что Перу традиционно проявляет точечный интерес к российским системам вооружений.

Интригу ситуации с развитием российско-перуанских связей придает тот факт, что в начале июня с.г. в республике сменился президент. По результатам выборов на место умеренного центриста Алана Гарсии (представляет «Американский народно-революционный альянс») пришел левый националист Ольянта Умала (выдвиженец левоцентристского блока «Побеждает Перу»). До недавнего времени он позиционировал себя фактически как соратник и последователь Чавеса. В реалиях 2011 года Умала сменил имидж, взяв на вооружение националистическую риторику, при сохранении ряда прежних социалистических элементов. Но это лишь подтверждает факт его идейного «родства» с венесуэльским лидером. Оба политика – популисты, ориентированные на широкие общественные массы. Более чем вероятно, что нахождение на посту главы государства сформирует у Умалы представления о внешней политике, сопоставимые с позицией Чавеса. Особого выбора у него нет – Лима может или ориентироваться на США (что идет вразрез с платформой блока «Побеждает Перу»), либо искать альтернативных партнеров. Наиболее привлекательные среди них – РФ и Китай. В случае обращения перуанского президента к венесуэльской практике, Москва способна достичь своей цели на треке - обрести нового предметного партнера, который станет дополнением к Венесуэле.

Результаты поездки Лаврова в Лиму дают повод для оптимистичных ожиданий. В перуанской столице он пообщался с Умалой, председателем Конгресса Даниэлем Абугаттасом и министром юстиции республики Франсиско Эгигуреном. По итогам переговоров стороны констатировали высокий потенциал для развития двусторонних политических и торгово-экономических отношений. Причем Умала принял приглашение президента РФ Дмитрия Медведева посетить Москву. Нельзя исключать, что визит состоится до конца 2011 года. В этом случае новый перуанский президент даст понять, что Россия рассматривается им в качестве одного из наиболее преференциальных контрагентов.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".