Статья
1055 7 сентября 2009 0:00

Развитие политреформ

13 сентября исполнится пять лет с того дня, когда Владимир Путин после атаки террористов на Беслан предложил провести ряд важных политических реформ. За минувшие годы эти реформы были полностью реализованы, и сегодня можно воспользоваться приближающейся датой, чтобы сделать выводы о том, насколько выполнены поставленные задачи.

К тому же существенное развитие путинских реформ было предложено Дмитрием Медведевым в его прошлогоднем Послании. Стали более точными рамки, в которых будет происходить дальнейшее функционирование преобразованных в 2004 году институтов.

Очевидно, что несмотря на критику политических противников, сделанные в 2004-м и усиленные в 2008-м реформы в первую очередь были нацелены на повышение ответственности и расширение влияния демократических институтов.

Наиболее важными из проведенных тогда изменений были:

- переход к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу,
- наделение полномочиями глав регионов законодательными органами власти субъекта Федерации по представлению президента,
- создание Общественной палаты.


Переход к новой системе наделения полномочий глав регионов основывался на конституционном принципе единства системы исполнительной власти страны. За несколько лет существования в демократической системе власти выборов глав регионов как института стало понятно, что у него есть существенные недостатки. Несмотря на формально декларируемую лояльность федеральному центру ряда глав регионов, они отнюдь не были готовы реально реализовывать общегосударственную политику. Среди региональных элит продолжали процветать местнические и даже сепаратистские настроения. Особенно это стало видно, в условиях ужесточения борьбы с терроризмом. Региональные власти часто действовали невпопад, а иногда и просто не были способны обеспечить необходимую оперативность в координации различных структур (в первую очередь силовых). Для повышения эффективности работы органов исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации необходимо было образовать из них единую систему.

За истекшие годы новая система наделения полномочиями подтвердила свою эффективность. Через нее прошли практически все нынешние главы регионов. Дополнительно были решены две проблемы. С одной стороны, в ряде регионов удалось реализовать кадровую ротацию, почти невозможную при старой выборной системе (Дагестан, Ивановская, Нижегородская, Ярославская области и др.). С другой, удалось сохранить во власти ряд авторитетных руководителей, обеспечивающих социальную и этноконфессиональную стабильность (Татарстан, Башкортостан). После полной реализации реформы в 2008 г. новый глава государства предложил ее дополнить. Теперь Президент предлагает кандидатуру главы региона уже не на основе предложений своих полномочных представителей, а руководствуясь мнением партии, победившей на выборах в орган представительной власти субъекта. Тем самым решаются задачи усиления политических партий и повышения ответственности региональной элиты.

Важный инструмент для дальнейшего развития политических партий создавал и переход к пропорциональной системе. В предыдущие годы правящая партия получала серьезное численное преимущество. После крупной победы «Единой России» на парламентских выборах в 2003 году избранные по одномандатным округам депутаты массово входили в ее фракцию, поскольку только таким образом могли получить возможность влиять на распределение бюджетных ресурсов, расширить политическое влияние и сохранить доступ в СМИ. Элемент «привязки» к региону становился для таких депутатов второстепенным. К тому же, налицо был «парадокс двойного делегирования от одного субъекта», поскольку регионы имели своих членов и в Совете Федерации. Происходило такое двойное делегирование в ущерб представительству общефедеральных интересов. Сегодня уже на региональном уровне учитывается опыт федерального парламента и происходит переход от смешанной к пропорциональной системе. Очевидно, что процесс привыкания к этой модели уже завершен и теперь стоит лишь ожидать следующих федеральных парламентских выборов в 2011 году, поскольку очевидно, что правящей партии будет сложно удерживать полученное в 2007 году преимущество. Конечно, речь не идет о потере «Единой Россией» простого большинства, и может быть ей удастся сохранить и конституционное большинство, но сделать это в новых условиях будет чрезвычайно трудно. В любом случае партии-конкуренты получают дополнительные стимулы для активизации атак на партию-лидера.

Наконец, важным элементом реализованных в 2004 году реформ стало создание Общественной Палаты. Заявленная как «площадка для широкого диалога», где должны быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, сегодня Общественная Палата уже получила более существенную возможность - влиять на все законопроекты, касающиеся прав граждан. Она становится важным местом для общественной экспертизы государственных решений. Возможно, ее функции будут расширяться и в дальнейшем.

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".