Статья
1329 24 марта 2010 0:57

Региональные тренды

Принятие кадровых решений остается важнейшим направлением федерального курса. На минувшей неделе президент внес на рассмотрение законодательных собраний Челябинской, Тульской и Саратовской областей кандидатуры Михаила Юревича, Вячеслава Дудки и Павла Ипатова. Диверсифицированный подход в сфере кадровой политики получил продолжение: в первом случае федеральным интересам в наибольшей степени соответствовала смена власти, в остальных – пролонгация полномочий глав действующих администраций.

Основными факторами, которые обусловили выбор Центра в пользу Михаила Юревича, по всей видимости, стали курс президента на омоложение кадров и убеждение федеральных чиновников в необходимости внедрения новых подходов к управлению регионом, который серьезно пострадал из-за последствий экономического кризиса. Напомним, в первом полугодии 2009 г. «металлургическая» область вошла в тройку российских территорий, где был отмечен наибольший спад промышленного производства. Качественному усилению проектов регионального развития призван способствовать опыт работы мэра Челябинска в бизнес-структурах: Юревич является создателем крупного и успешно развивающегося агропромышленного холдинга «Макфа». Кроме того, важным фактором, который повлиял на это назначение, стало стремление Центра поддержать политическую стабильность в регионе с достаточно высоким уровнем внутриэлитной конфликтности. В рамках этого подхода целесообразным стал выбор в пользу фигуры, хорошо знакомой со спецификой сложившейся ситуации и уже «встроенной» в состав местной элиты. Наконец, стоит учесть ресурс аппаратной поддержки на федеральном уровне власти: выиграть в негласном соревновании претендентов на губернаторский пост Юревичу, вероятно, помогла положительная характеристика, данная заместителем руководителя Администрации президента Владиславом Сурковым. В этом контексте его наиболее сильным соперником выступал Роман Панов (по неофициальным данным, его поддерживал вице-премьер Сергей Собянин).

Несмотря на то, что отношения мэра Челябинска с представителями действующей администрации характеризовались латентными конфликтами, сопротивления со стороны депутатов регионального заксобрания его кандидатура не встретит. Между тем новый глава региона заявил о масштабных планах, для реализации которых, по всей видимости, ему потребуется радикальное обновление возглавляющей исполнительную власть «команды». Курс на «смену лиц» подтверждает готовность действующих чиновников к отставкам: так, свои посты уже покинули вице-губернатор по социальной политике и вопросам агропромышленного комплекса Челябинской области Андрей Косилов, руководитель аппарата правительства региона Николай Рязанов и вице-губернатор по экономике, строительству и инфраструктуре Владимир Дятлов. Последний заявил, что «решения об уходе приняли большинство из основных фигур правительства Челябинской области».

В Тульской и Саратовской областях кадровый вопрос был решен по сценарию пролонгации полномочий действующих глав. И в том, и в другом случае он был прогнозируемым: с точки зрения политического влияния губернаторы Вячеслав Дудка и Павел Ипатов были наиболее сильными фигурами в представленных на рассмотрение президента списках. Для главы Тульской области положительным фактором стала способность контролировать политическую ситуацию, подтвержденная в ходе осенних выборов депутатов регионального парламента нового созыва. Недовольство проводимым курсом среди представителей местной элиты периодически «выплескивалось» в информационное пространство (среди предъявляемых к губернатору претензий – предоставление властных постов родственникам, низкое качество привлекаемых инвестиций, не обеспечивающих рост основы экономики региона – машиностроения, информационная «закрытость»), однако открытых конфликтов с участием главы региона не было. В свою очередь, руководитель Саратовской области за время пребывания у власти (с 2005 г.) продемонстрировал умение находить компромиссы с разными, зачастую оппозиционными друг другу группами интересов в составе раздробленной и конфликтной региональной элиты. Правда, взаимодействие с руководством «Единой России» осложнялось латентным противостоянием губернатора и выходца из региона, секретаря генсовета «Единой России» Вячеслава Володина (лояльные ему кадры преобладают в составе областного отделения «партии власти» и нередко выступали с критикой губернаторских инициатив). Учитывая это, на федеральном уровне, по всей видимости, было принято решение не обострять существующие конфликты, которые в случае смены власти с большой долей вероятности перешли бы в форму открытого противостояния. Также стоит отметить, что публичного недовольства работой Дудки и Ипатова представители федеральной власти не высказывали, что позволило им избежать значительных имиджевых потерь. Наконец, немаловажно, что оба рассматриваемых губернатора занимают руководящие посты относительно недолгое время: после вступления в должность у каждого начнется второй 5-летний срок исполнения полномочий.

В ближайшее время на федеральном уровне начнется подготовка кадровых решений по Липецкой и Пензенской областям: полномочия действующих губернаторов Олега Королева и Василия Бочкарева истекают в мае 2010 г. Королев и Бочкарев находятся у власти с 1998 г., т.е. более 10 лет, что может служить предпосылкой для отставок. Однако по совокупности факторов в первом случае вероятно сохранение действующей «команды»: глава Липецкой области имеет репутацию эффективного руководителя, а сложившийся внутриэлитный «баланс сил» позволяет обеспечить относительную стабильность политической и социально-экономической сферы (несмотря на высокий уровень безработицы и наличие «моногородов»). Шансы Бочкарева на пролонгацию полномочий ниже: негативными факторами могут выступить внутриэлитные конфликты и массовые протестные выступления против повышения тарифов на услуги ЖКХ.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".