Статья
1335 2 февраля 2011 13:08

ЕвроСербия

Во второй половине января активизировался процесс постепенного включения Сербии в единое европейское политико-экономическое пространство. На заседании в Страсбурге 19 января Европейский парламент подавляющим большинством голосов ратифицировал Соглашение об ассоциации и стабилизации с Сербией, открывающее этой стране путь к переговорам о членстве в Евросоюзе. За ратификацию Соглашения проголосовали 612 депутатов, 38 выступили против. Соглашение об ассоциации и стабилизации между Сербией и ЕС было подписано 29 апреля 2008 года. До сих пор его ратифицировали 11 из 27 стран-членов Европейского союза.

Утверждение Соглашения об ассоциации и стабилизации стало первым практическим шагом на пути реализации плана сербского руководства по вступлению в ЕС. Официальный Белград надеется, что ратификация документа Европарламентом ускорит процесс его принятия другими членами Евросоюза, что позволит стране получить статус кандидата в члены ЕС уже в 2011 году. После этого сербские власти рассчитывают начать прямые переговоры по присоединению к Евросоюзу. Они должны начаться не позднее весны 2012 года. Такую позицию озвучил вице-премьер республики Божидар Джелич. В своём выступлении в Страсбурге 19 января он изложил план президента страны Бориса Тадича и его окружения.

Природа интереса части сербских элит к вступлению в ЕС достаточно прозаична. Тадич и ряд других политиков, представляющих, прежде всего, Демократическую партию, хотят видеть Сербию частью цивилизованной Европы. По их мнению добиться этого можно только за счет вступления в Европейский союз. До того момента, пока республика не войдет в ЕС она будет «изгоем Европы», изолированным от интенсивных интеграционных процессов, развивающихся на континенте. Интерес к Евросоюзу имеет и внутриполитическую подоплеку. По мнению Тадича, членство в данном объединении позволит ослабить потенциал националистического электората, представленного Демократической партией Сербии и Сербской радикальной партией. В новых политических реалиях им придется действовать, сверяя линию своего поведения с «толерантными» европейскими правилами. У Демократической партии появится возможность для безраздельного управления страной.

Для РФ реализация интеграционных планов Тадича особой опасности не представляет. Москва в курсе планов европейски ориентированной части сербских элит с конца 2008 года. Тогда же стороны де-факто пришли к негласному соглашению о сотрудничестве, дополнившему газовую сделку. По нему Кремль отказывается от вмешательства во внешнюю и внутреннюю политику республики в обмен на гарантию следования Белграда в рамках российских политико-экономических интересов. Фактически Тадич и его окружение признали, что вне зависимости от степени «погружения» в единое европейское пространство, они продолжат прислушиваться к мнению РФ. Начало переговоров по вступлению республики в ЕС неприятной неожиданностью для Москвы не станет. Сербия лишь продолжит реализацию курса, официально представленного российскому руководству два года назад.

В случае вступления республики в Европейский союз, Россия сможет воплотить в диалоге с ней принцип «две политических системы, одна экономическая политика». Он является интерпретацией формата отношений между Китаем и Гонконгом, сформулированным в 1980-х годах. После подписания в 1984 году Совместной китайско-британской декларации, согласно которой в 1997 году суверенитет над всей территорией Гонконга должен был перейти в пользу КНР, Пекин, характеризуя будущие отношения с автономией, озвучил идею «одно государство – две экономических системы». После вступления Сербии в ЕС, она будет полностью интегрирована в общеевропейское политико-экономическое пространство. Часть суверенитета Белграда перейдет Брюсселю. Однако это не означает, что республика не сможет проводить самостоятельный внешнеэкономический курс. Скорее напротив, капитализация её внутреннего рынка после присоединения к единой Европе в глазах внешних инвесторов заметно возрастет. Россия сможет поддерживать с Сербией тесные связи в энергетической сфере, а также наращивать контакты по другим прикладным направлениям. Игра на сербском треке укрепит потенциал на европейской арене таких отечественных гигантов как «Газпром» и «Лукойл».

В то же время в политическом плане возможности Белграда для лоббирования интересов Москвы внутри ЕС переоценивать не стоит. Сербия едва ли сможет стать агентом политического влияния России в рамках единой Европы. Тадич и верхушка Демократической партии настроены подчеркнуто в духе внешней политики, проводимой Брюсселем. Своё мнение у них практически отсутствует, причем даже по наиболее чувствительным вопросам для сербской национальной безопасности. Это видно на примере подхода официального Белграда к Косово. Ради получения санкции на вступление в Евросоюз сербское руководство готово пренебречь необходимостью отстаивать целостность собственного государства. Желания защищать суверенитет любой ценой у него не наблюдается. Схожую позицию они займут и по другим вопросам.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".