Статья
12 Февраля 2016 13:43

Большой распил-2016

Похоже, в России кризис и вправду для бизнеса лучше, чем процветание. Ведь именно в кризис появляются прекрасные возможности под благовидным предлогом спасения бюджета заняться пресловутым «переделом собственности» по рецептам, прописанным ещё в 90-е г-ном Чубайсом и Ко.

В эти дни и премьер, и вице-премьеры, и профильные министры буквально наперебой спешат с заявлениями об «амбициозной программе большой приватизации». Министр экономики Алексей Улюкаев пошёл дальше всех и даже вновь предложил то, в чём уже отказано – выставить на торги пакет Сбербанка.

Эта идея пока отложена – рисковать устойчивостью всей банковской системы слишком страшно, и дело, похоже ограничится небольшой долей в РЖД, а также ВТБ, «Роснефтью», компанией АЛРОСА, «Башнефтью», Совкомфлотом и Аэрофлотом. Во всяком случае, на последнее совещание по приватизации, проходившее 1 февраля, президент Владимир Путин пригласил руководителей именно этих семи госкомпаний — Олега Белозерова (РЖД), Игоря Сечина («Роснефть»), Андрея Костина (ВТБ), Андрея Жаркова (АЛРОСА), Александра Корсика («Башнефть»), Сергея Франка («Совкомфлот») и Виталия Савельева («Аэрофлот»).

При удачном раскладе этот «президентский список-2016» может пополниться подмосковными аэропортами. В прошлом году говорили и о «Вертолётах России», но, похоже, потребуется очень большая смелость, чтобы замахнуться ещё и на оборонный комплекс. В список-2016 едва не попала и «Транснефть», но её отложили на год 2017-й, и к тому же речь там пойдёт не о конкурсе или аукционе, а о масштабной – на 30-50 млрд рублей – дополнительной эмиссии акций. Она понадобилась для получения дополнительных инвестиционных ресурсов после того как компания пополнилась активами Каспийского трубопроводного консорциума. Это позволяет Росимуществу пойти на внеочередное снижение госдоли в компании, но сам процесс неизбежно потребует длительной подготовки к IPO.

Нынешних последователей «приватизатора всея Руси» понять совсем несложно. На сегодня предназначенные для продажи госактивы не просто подешевели – их можно взять практически за бесценок. Среди прочего ещё и потому, что курс рубля после нескольких лет стабильности упал едва ли не втрое. Это девальвация почти как после дефолта, хотя и сделано всё было в два приёма – в конце 2014 года, а потом и на финише 2015-го.И то обстоятельство, что продавать госсобственность придётся так дёшево, смущает очень многих. Тем более, что и без того обесцененные активы за первые недели 2016 года снова упали в цене, и могут достаться бенефициарам готовящейся распродажи по ещё более комфортной стоимости.

По этому поводу глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров напоминает, что основная задача приватизации – не пополнение бюджета, а создание эффективного собственника. «И поэтому в данном случае, когда мы говорим, что приватизацией мы пополним бюджет, — это значит, мы создадим проблему, которая скажется через несколько лет, – предупреждает парламентарий, – И мы что, это не понимаем?". Понимает это даже такой адепт ухода государства из экономики, как Алексей Кудрин, который в недавнем интервью выразил опасение, что в условиях самых низких цен приватизация может привести к переходу активов в «нужные руки» или опять же за счёт государственных ресурсов.

Наверняка, энтузиасты «приватизации-2016» вполне адекватно оценивают все её минусы и риски. Но минусы и риски государства здесь оборачиваются плюсами и бонусами потенциальных покупателей, что, по всей видимости, гораздо важнее. Распродажа лакомых кусков государственного имущества задумана задолго до обвала нефтяных цен и вовсе не для пополнения казны. Начнем с того, что реализация некоторых активов изначально не предполагает перечисления средств в бюджет. А заодно напомним коротко о том, какие неожиданности и даже сюрпризы могут ожидать в ходе «Большой приватизации» не только членов «большой семёрки».

Начнём прямо по «президентскому списку» – с РЖД. Останется ли эта компания после глобальной либерализации газового рынка «последней из монополий» – ещё вопрос. Во всяком случае, сценарий разделения железнодорожного монстра на множество профильных компаний появился задолго до появления на посту главы совета директоров РЖД либерального вице-премьера Аркадия Дворковича. С этих позиций намеченная на 2016 год «локальная» приватизация РЖД может, как ни странно, оказаться неплохим подспорьем для тех, кто хотел бы оттянуть процесс куда более эпохальных преобразований в отрасли.

Интересно, что приватизация 25% минус одна акция ОАО «РЖД» была частью утвержденного плана правительства ещё на 2012-2013 годы. До ухода из компании Владимира Якунина казалось, что отложенный уже на два с лишним года «приватизационный вопрос» будет отложен и в 2016-м году. Но, как видим, на совещании у президента новый глава РЖД Олег Белозеров присутствовал, причём едва ли не в роли «первого среди равных». Впрочем, возможно, это говорит лишь о том, что 25% РЖД пока трогать вообще не будут, а возьмутся за приватизацию дочерних компаний – давно привлекающего многих «Трансконтейнера» и несколько перегруженной активами Федеральной грузовой компании.

О следующем в «списке-2016» – ВТБ сделаем всего несколько замечаний, помня при этом, что вообще-то его перспективы никак не получается рассматривать в отрыве от Сбербанка. Судя по заявлениям главы Минэкономразвития, приватизация ВТБ в первую очередь призвана решить задачу докапитализации этих кредитных учреждений, то есть вырученные средства должны пойти не в карман государству, а в уставной капитал банков. Сейчас доля ЦБ в капитале Сбербанка находится на уровне 50% плюс одна акция, а в ВТБ государство контролирует почти 61% уставного капитала, из которых на продажу можно свободно выставить до 10,9 процента.

Нельзя исключать, что приватизация Сбербанка отложена в первую очередь из-за того, что в нынешних условиях вероятность привлечь серьёзных стратегических партнёров крайне мала. Внутренний спрос – нулевой, а президент прямо потребовал, чтобы в приватизации участвовали структуры именно с российской юрисдикцией. Поэтому спрос пришлось бы стимулировать совершенно нерыночными методами. Конечно, была какая-то надежда на китайские банки, которые вот-вот займутся тем, что станут обосновываться на бескрайних российских просторах. Однако до реальной «российской» юрисдикции им всё же ещё далеко, да и своих проблем у них сейчас хватает. И если на нефтянку коллеги из Поднебесной ещё могут клюнуть, то это не значит, что они уже готовы «входить по-крупному» в российский финансовый сектор. С его абсолютно непредсказуемым рублём и не совсем, а точнее «совсем не» адекватной системой регулирования.

В «распыл» же, то есть через биржу, продавать и Сбербанк, и ВТБ у нас не то, что не хотят – скорее, просто не умеют. Тем более, что Москва – не Лондон, и никакого обещанного Международного финансового центра в ней как не было, так и нет. Поэтому, очевидно, и решено для начала «обкатать» всё на ВТБ. Всё вплоть до пресловутого «распыла».

Показательно, что ещё до совещания у Путина грядущая приватизация вызвала многочисленные слухи об обострении «кадрового вопроса» и в ВТБ, и в Сбере, хотя вести речь об отставке Грефа или Костина пока позволяется лишь «парламентским маргиналам». При этом интересно, что не подвергается никаким сомнениям прочность позиций Михаила Задорнова, как многолетнего главы ВТБ-24 – фактически розничного, заведомо самого привлекательного для инвесторов, подразделения ВТБ.

Следующей по списку-2016 идёт «Роснефть». О том, что её пакет должен быть продан именно в 2016 году, министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил ещё 16 декабря прошлого года. Тогда, как помним, бюджетный секвестр рассматривался лишь в прогнозно-теоретическом аспекте. По котировкам первых дней февраля пакет «Роснефти» оценивается в 500 миллиардов, а чуть более месяца назад тот же Улюкаев озвучивал цифру в 580 миллиардов. Несвоевременное падение, как видим, составило 16%, а требование продать акции «Роснефти» по цене не ниже первичного размещения в ходе «народного IPO» никто не отменял. Впрочем, с нынешним курсом рубля выполнить такое требование организаторам приватизации будет вообще-то не так сложно. К тому же, хотя бы прекратилось безудержное падение цен на нефть.

Интересно, что в приватизационном плане-2016 фигурируют 423 миллиарда за счёт дивидендов от… «Роснефти». Но, пойдя на снижение своей доли в компании почти на треть, государство в перспективе теряет ту же треть в дивидендах. Не случайно эксперты нефтегазовой отрасли высказываются в том смысле, а стоит ли вообще игра в такую приватизацию свеч. Остаётся напомнить, что постановление об отчуждении 19,5 процента акций «Роснефти», которые числятся за «Роснефтегазом», для последующей приватизации было подписано ещё в декабре 2014 года. Однако реализация плана уже не раз откладывалась. Не исключено, что будет отложена и в этот раз, тем более, что многие оценивают ситуацию для продажи как не самую благоприятную.

О компании АЛРОСА – четвёртой в «списке президента» – речь идёт неизменно в контексте реальной конкуренции с мировым монстром Де-Бирс, и, пожалуй, только опасения того, что именно он может получить косвенную выгоду от снижения доли государства в российской алмазной монополии, способны как-то негативно отразиться на ходе процесса. Влияние многочисленных региональных лоббистов тут давно сведено на нет, но исключать, что именно им придётся раскошелиться на АЛРОСу, ни в коем случае нельзя. Надо помнить, что именно АЛРОСА как абсолютно стабильный актив потенциально интересна фондам, которые специализируются на инвестициях в добывающие компании. В России же актив может быть интересен Российскому фонду прямых инвестиций.

Пятая по счёту в составе «семёрки» «Башнефть» оказалась фактически в роли «Золушки», поскольку именно ей приходится отдуваться за просчёты своего бывшего владельца из АФК-Система. Непонятно только, зачем министр экономического развития Алексей Улюкаев назвал именно «Башнефть» в числе трёх первых компаний, на которых планируется обкатать ту самую «новую схему», о которой говорил на совещании Владимир Путин. Суть её сводится к тому, что продавать надо задорого, но использовать при этом только национальный капитал.

Аналитики по этому поводу тут же припомнили офшорные миллиарды олигархов, намекая на то, что теперь покупать в первую очередь придётся тем, кто и так уже чем-то владеет. При этом нет даже и речи об утрате даже доли государственного контроля. Из глубин памяти тут же, к месту или не к месту, был вызволен и Владимир Евтушенков, которому теперь, по мнению самых лихих экспертов, вполне можно предложить ещё раз купить долю в «Башнефти» обратно. Нельзя забывать при этом, что именно «Башнефть» в настоящее время торгуется с самым большим дисконтом среди российских компаний и сопоставимых глобальных энергетических игроков. Всё дело тут в грамотной дивидендной политике компании, которая помогает покупателям и продавцам не оглядываться постоянно на котировки. Более того, высокая и практически гарантированная доходность вовсе избавляет многих от беспокойства по поводу уровня капитализации «Башнефти».

Говоря о пакете акций «Аэрофлота», эксперты в один голос цитируют его генерального директора Виталия Савельева, который задолго до совещания у президента заявил, что он вовсе не против привлечения в капитал компании стратегических партнёров. Однако и после визита к главе государства он раз за разом отмечает, что время для приватизации сейчас не самое подходящее, а реальная стоимость акций компании в два-три раза выше актуальных котировок.

Кстати, здесь тоже не обойтись без своего «скелета в шкафу» – на ситуации с «Аэрофлотом» безусловно, и отнюдь не позитивно сказывается недавний крах его единственного реального конкурента внутри России – «Трансаэро». Впрочем, вряд ли в Росимуществе всерьёз рассчитывают продать пакет Аэрофлота какому-либо инвестору из России, скорее всего, возможен вариант либо с глобальным покупателем, которому просто наплевать на санкции и российские риски, либо с новым партнёром с востока – из Китая или Индии.

Наконец, продажа 25% акций «Совкомфлота» – седьмого в «президентском списке», уже включена в план приватизации на 2016 год, но… Эту весьма загадочную компанию, оценивая активы которой, как говорится, сам «чёрт ногу сломит», уже не раз записывали в годовые приватизационные планы. А флот, как у баснописца – и ныне там.

Впрочем, руководитель Росимущества Ольга Дергунова уже успела доложиться, что 25% минус одна акция компании готовы к продаже, но ведь в наши дни приватизировать надо нечто более реальное, чем многочисленные доли в офшорных компаниях. Даже полное раскрытие информации о «Совкомфлоте» вряд ли поможет потенциальным инвесторам понять, что же всё-таки предлагается на продажу. Такого рода операции могли ещё пройти когда-то со «Связьинвестом», но сейчас – не те времена, и новых Соросов, готовых раскошелиться на нечто почти виртуальное, что-то не видно.

Несмотря на то, что их нет в «списке семи», скажем всё же и про аэропорты Внуково и Шереметьево. Парадокс, но именно эти активы, которые сегодня по сути предполагается просто «расписать по своим», могли бы быть проданы по вполне достойным ценам. Несмотря на все экономические проблемы, невзирая на крах «Трансаэро» и коллапс в сфере турбизнеса, спрос на услуги аэропортов остаётся высоким. А реальных конкурентов у Внучки и Шарика как не было, так и не предвидится – чтобы там ни отстроили в Раменском. Покупатели на аэропорты найдутся и внутри России, и за её пределами. Быть может, именно опасения того, что воздушные гавани достанутся «совсем не тем», и послужили причиной выбора закрытого аукциона в качестве способа реализации их пакетов акций?

***
Не правда ли, под впечатлением прочитанного сразу напрашиваются параллели с серединой 90-х и залоговыми аукционами? В недавнем телеинтервью на вопрос ведущего – не жалко ли ему приватизировать государственные активы по невысокой цене, министр финансов Антон Силуанов ответил так: «Надо принимать решения, руководствуясь не только денежными потоками, но и с точки зрения снижения доли государства в экономике. Это — ключевая задача».

Главный финансист страны, ставящий идеологию выше материальных соображений – само по себе любопытное явление. Но для нас в данном случае важнее, что министр по сути признает: приватизация не нацелена на решение проблем государственных финансов.

Лихорадочная подготовка к «Большой приватизации-2016» напомнила автору этих строк события двадцатилетней давности, когда сложившиеся в тогдашнем Госкомимуществе группировки Александра Иваненко и Петра Мостового, жестоко конкурируя между собой, буквально терроризировали предприятия, устраивая смены собственников под предлогом банкротства.

Честно говоря, не думал, что эти лихие времена вернутся. Но когда замаячила перспектива большой «халявы» с благообразных ликов наших финансово-экономических чиновников сошел привычный лоск, обнажая малосимпатичные физиономии суетливых гешефтмахеров.

Автор:
____________

Читайте также:
23 Декабря 2016 Анонс
Путин встретится с представителями крупного бизнеса
 Путин встретится с представителями крупного бизнеса До конца 2016 года президент РФ Владимир Путин проведет встречу с представителями госкомпаний. Об этом российский лидер заявил в ходе выступления на форуме «Россия зовет!». Встреча президента с деловыми кругами России традиционно проходит в декабре.
4 Декабря 2016 Главное  Баварские инвесторы едут в Крым Вице-премьер крымского правительства Георгий Мурадов сообщил о том, что немецкие бизнесмены посетят Крым с перспективными инвестиционными проектами. Предлагаемые инвесторами проекты соответствуют планам республики. 31 Октября 2016 Главное  Титов за досрочные выборы президента Бизнес-омбудсмен, лидер «Партии Роста» Борис Титов считает, что  досрочные президентские выборы положительно скажутся на российском бизнесе. По его словам,  чем раньше пройдут выборы президента России, тем лучше для бизнеса, который ждет реформ. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".