Комментарий
19 Января 2015 18:50

Бороться с ростом цен путём введения предельных цен — это абсолютно неэффективный способ

Сергей Хестанов экономистСергей Хестанов

Сергей Хестанов
экономистСергей Хестанов
Вице-премьер России Аркадий Дворкович не исключает введения регулирования цен на продовольствие в случае их длительного роста на 30%. По словам Дворковича, для ускоренного роста цен существуют объективные предпосылки. Вице-премьер пояснил, что это обусловлено рядом причин, в частности, повышением курса доллара и вызванным им увеличением ключевой ставки ЦБ.

«Все это, конечно же, закладывается производителями в цену товаров, и этим фактором нельзя пренебрегать», — пояснил первый вице-премьер. Затрагивалась на заседании и тема пригородных поездов.

Экономист Сергей Хестанов в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что регулирование цен на протяжении истории не приносило положительных результатов.

«В истории первая попытка регулирования цен была в 1793 году. Во время Великой французской революции парламентарии озаботились проблемой, что многие предметы первой необходимости сильно подорожали. Для борьбы со спекулянтами даже такой термин был специальный — "максимум цен". В историю под таким названием эти положения вошли.

Тем не менее введение максимума цен ситуацию не сильно улучшило. Дело в том, что максимум цен действовал в отношении не всех продуктов питания, а наиболее социально значимых по тем временам. И оказалось очень интересно, что и производители, и торговцы просто отказались производить и торговать теми продуктами, в отношении которых максимум цен действовал, то есть сосредоточились на других. Поскольку никто не хотел работать себе в убыток. Раз чёрный хлеб регулируется, значит вместо чёрного стали печь серый, и всё.

Не приносили положительного результата и неоднократные попытки государственного контроля цен из новейшей истории — это почти весь период существования Советского Союза. Цены на большинство товаров устанавливались планово, они были достаточно низкими, а вот реально купить эти товары можно было в ограниченном количестве.

Как ни странно, на селе в советские времена хлеб продавался не более чем по две булки в руки, потому что он стоил настолько дёшево, что многие его покупали на корм скоту. При той конъюнктуре цен это было выгодно, и соответственно, были ограничения. Либо же просто был дефицит.

Поэтому если реализуется идея установить какие-то предельные цены на отдельные виды товаров, можно, к сожалению, очень легко прогнозировать, что эти товары просто исчезнут с прилавков магазинов.

Бороться с ростом цен путём введения предельных цен — это абсолютно неэффективный способ, который доказал свою недееспособность.

С электричками всё сложнее. Дело в том, что пригородные перевозки железнодорожным транспортом, да и вообще пассажирские, в значительной мере дотируют. И здесь возникают дискуссии, которые, к сожалению, сложно проанализировать объективно, поскольку ценообразование затрат на эксплуатацию, инфраструктуру РЖД достаточно сложны для анализа.

И в результате в некоторых регионах местные власти отказываются выплачивать субсидии соответствующим компаниям, и те отменяют электрички. До тех пор, пока не улучшится прозрачность ценообразования услуг железной дороги, эта проблема будет вечной. То есть даже если откинуть в сторону риторику, объективно оценить себестоимость и, соответственно, прибыль в отдельных подразделениях РЖД, потому что там есть отдельная транспортная компания, которая предоставляет инфраструктуру, и, соответственно, потребную величину субсидий, очень-очень сложно. 

По сути проблема сводится к таким жёстким переговорам между представителями РЖД и отдельных регионов. И в некоторых из них компромисс находится, а в некоторых — не удаётся, и в этом случае происходит отмена части пригородного сообщения. Я думаю, что в ближайшее время какого-то устойчивого решения этой проблемы найдено не будет. То есть каждый год будет битва за тарифы. Где-то опять-таки региональные власти смогут договориться со структурами РЖД, где-то не смогут. Но до тех пор, пока структура затрат и себестоимости отдельных услуг РЖД не станет открытой, публичной, аудируемой, надёжной информацией, в общем-то, это явление будет повторяться ежегодно».

11 Июля 2016 Главное  Турция сбила цены на другие курорты Возвращение Турции на рынок курортов привело к падению цен на отдых. Туроператоры скорректировали ценовую политику по другим направлениям. Стоимость путевок на популярные курортные направления с начала июля снижается. 29 Мая 2016 Главное
Новак прогнозирует новое падение нефти
 Новак прогнозирует новое падение нефти Новое падение мировых цен на нефть не исключено, считает Александр Новак. Однако министр энергетики РФ дал обнадеживающий прогноз в целом на 2016 год. Он полагает, что началось восстановление баланса спроса и предложения нефти, процесс завершится к 2017 году.
25 Мая 2016 Экономика
Миллионы россиян обеднели из-за кризиса
 Миллионы россиян обеднели из-за кризиса Российская экономика столкнулась с увеличением количества граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Рост числа «новых бедных» в результате экономического спада и девальвации рубля составил почти 5 миллионов.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".