Статья
4041 17 апреля 2020 15:21

Дарвинизм о коронавирусе

Коронавирус не является ни хорошим, ни плохим. Он хочет только размножаться. Природа не заботится о вас. Это может показаться грубым, но, строго говоря, природа не заботится ни о ком или о чем-либо, кроме передачи генов следующему поколению. Мы знаем это, если мы изучали эволюцию. Великое достижение Дарвина — объяснение адаптации организмов без обращения к Божьему замыслу или мистическому идеализму. Эволюция Дарвина верна (подтверждается горами доказательств), но это также холодная метафизика. Биолог Стивен Джей Гулд назвал взгляды Дарвина на природу «холодной ванной», а не теплыми и размытыми, что обычно свойственно религии, пишет старший научный сотрудник исследовательской группы в области разума в Колумбийском колледже, философ Стивен Асма.

Задумайтесь на минуту о Rhizocephala, или «корнеобразной» ракушке, которая живет своей жизнью, питаясь крабами и другими ракообразными. Она попадает внутрь краба в качестве семени и начинает распространяться по телу в виде сложных корневых систем, часто проникая, как ползущая лоза, в каждую конечность краба. Эта корневая система кастрирует своего хозяина (предотвращая продолжение генной линии краба), останавливает цикл линьки у краба и поддерживает его жизнь (все время питаясь им) в течение многих лет. Или рассмотрим ястреба-тарантула, гигантскую осу, которая охотится на тарантула, который является источником пищи для ее личинок. Оса парализует тарантула своим мощным жалом и откладывает яйцо на парализованном теле паука. Когда личинка оса вылупляется, она медленно питается все еще живущим тарантулом — даже тщательно избегая сначала потребления рабочих жизненно важных органов, чтобы гарантировать большую свежесть. Даже самые изобретательные голливудские писатели не могут выдумать такие сказки, но это основа повседневной биологии.

Должны ли мы благодарить кишечную палочку, которая помогает нам переваривать пищу? Должны ли мы в таком случае обвинять вирус, который разрушает нашу иммунную систему и распространяется среди населения? Эти организмы не являются злом или добром, которые преднамеренно наносят ущерб нашему здоровью — они просто делают то, что происходит естественным образом: выживают и размножаются. И это не звучит бессердечно. Очевидно, что наша борьба с другими организмами имеет для нас большое значение, вызывая настоящее отчаяние и трагедию. Но с эволюционной точки зрения, эта драма не имеет значения. Строго говоря, это даже не драма, потому что в природе нет сюжета.

Многие религиозные люди видят в природе что-то доброжелательное или, по крайней мере, видят какое-то особое предназначение. Но есть кое-что еще более глубокое, чем религиозный оптимизм. Существует более широкое понятие природы, разделяемое монотеистами, политеистами, анимистами из числа коренных народов, а теперь и политиками. Это мифопоэтический взгляд на природу. Это универсальный инстинкт найти (или спроектировать) сюжет в природе. Мифопоэтическая парадигма или перспектива рассматривает мир прежде всего как драматическую историю конкурирующих личных намерений, а не как систему объективных, безличных законов. Это преднаучное мировоззрение, но оно также живет и процветает в современном сознании.

Президент Трамп, например, назвал коронавирус нашим великим врагом в «тотальной войне», сказав: «У вируса не будет шансов против нас», а через несколько недель добавил: «Мы победим в этой войне!» Но, строго говоря, войны ведутся против злоумышленников — людей, которые пытаются навредить кому-либо. Коронавирус похож на любой другой вирус или патоген — он не приносит нам вреда. Он хочет только размножаться. После Дарвина мы видим, что природа может быть ужасающей, но не злой (или хорошей). Когда Трамп устанавливает моральные рамки распространения вируса, он интерпретирует его в мифопоэтической манере, и мы ясно понимаем его, потому что мы тоже применяем мифопоэтическую рамку легко и естественно.

Если взять политику, то левые столь же мифоподобны, как и правые. Я слышал много либеральных комментаторов в последнее время на том основании, что наше посягательство на чистую природу и наши экологические грехи привели к возмездию природы. Левые предполагают, что мы сами навлекли это на себя. Папа Франциск предположил, что пандемии могут быть ответом природы за вторжение человеком в окружающую среду. «Я не знаю, является ли это местью природы», — сказал он, «но это определенно реакция природы».

На самом деле, распространение, паразитизм, хищничество, вымирание — это вовсе не наказание, а обычное дело. Они всегда были здесь и всегда будут. Большинство известных патогенных микроорганизмов, поражающих человека, имеют зоонозное происхождение, и злоупотребление людьми окружающей средой не является их основной причиной их происхождения. Распространение и передача происходит в большинстве случаев в результате одомашнивания или адаптации животных (например, грызунов) к нашей городской среде.

Болезни и смерть — это не ошибки в системе, а особенности. На самом деле, правда заключается в том, что естественный отбор работает только потому, что рождается гораздо больше организмов, чем может выжить для размножения. Естественный отбор не вреден, но и явно не благожелателен. Чем более мы уязвимы, тем больше наше мифопоэтическое воображение выходит на первый план. Можно надеяться, что медицина и наука найдут вакцину, но для тех из нас, у кого нет исследовательских лабораторий, воображение может помочь в битве. Представление о том, что мы находимся в состоянии войны с врагом, поможет нам пойти на личные жертвы (такие как социальное дистанцирование и карантин), которые выходят за рамки нашего эгоистичного гедонизма. Представление о том, что грехи нашего неудавшегося экологизма принесли месть природы, поможет нам лучше подготовиться к будущему и исправить нашу экологическую политику. Олицетворение природы может быть адаптивным и полезным.

Представление о нашей жизни как о драматической борьбе с случайными врагами (микроскопическими и макроскопическими) может помочь нам изменить сердца и умы, воодушевить убеждения, пойти жертвы и тем самым изменить реальный исход эпидемий и других испытаний и несчастий. Но мифопоэтические взгляды на такие бедствия, как пандемия, легко поддаются влиянию харизматических лидеров (президентов и политиков).

«Враг», против которого мы ведем войну, превращается в этническую группу для того, чтобы найти виноватых. Поэтому давайте поверим в науку и выразим благодарность работникам здравоохранения, и будем использовать наше воображение осторожно и ответственно, с тем чтобы эта история в конечном итоге стала человеческой, а не национальной или политической победой. Некоторые могут возразить, что человеческая победа — это не то, что нужно, что нейтральность природы, свободной от понятий добра и зла, устраняет победителя или проигравшего. Это может быть правдой, если мы смотрим на него издалека, но в глубине души остается императив нашего генетического выживания. Это наше уникальное дарвиновское наследие.

Источник
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".