Статья
26 Октября 2015 18:25

«Газпром» предлагают урезать на трубу

«Газпром» предлагают урезать на трубу
Фото: wikipedia.org

Завтра на заседании президентской комиссии по ТЭК должно состояться обсуждение стратегии развития газовой отрасли России. В частности, ожидается, что Федеральная антимонопольная служба поставит вопрос о реформировании газового монополиста «Газпрома» и выделении из него транспортной составляющей.

По мнению аналитиков, главными инициаторами рассмотрения данной темы являются независимые производители газа, то есть крупные нефтегазовые компании, которые заинтересованы в экспортных поставках «голубого топлива». Они уже сильно потеснили «Газпром» на внутреннем рынке, заняв там более 20%, и продолжают свою экспансию. Дальше им хотелось бы заняться экспортом своего газа, так как сдавать его «Газпрому» по ценам внутреннего рынка уже порядком надоело.

Комиссия даст поручение правительству

Однако, эксперты, опрошенные  «Актуальными комментариями» пока не видят возможности быстрой либерализации рынка газа. По их мнению, президентская комиссия по ТЭК может рассмотреть предложение ФАС, возможно, свое мнение по данному вопросу выскажет и президент, но никаких серьезных решений на комиссии приниматься не будет.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин указал на то, что как правило, на комиссиях по ТЭКу при Президенте вопрос рассматривается, и дальше дается поручение правительства более детально его проработать. «Я не думаю, что завтра будет принято какое-то конкретное решение (по выделению транспортной составляющей из «Газпрома» — Ред.), потому что это глобальный вопрос. Хотя, мне кажется, Президент России может высказать свое мнение по данной теме. И в зависимости от того, какое будет мнение Президента, уже будет зависеть вектор развития этого вопроса, то есть в каком ключе его будут дальше обсуждать», — отметил эксперт «Актуальным комментариям».

Читайте также ФАС инициировала разделение «Газпрома»

Либерализация газового рынка

По мнению Сергея Пикина, либерализация газового рынка будет обязательно продолжаться: «Я думаю, что увеличится количество биржевых торгов газом. Это в свою очередь приведет к тому, что большее количество потребителей будет работать через биржу и тем самым выбирать либерализованный сегмент».

Кроме того, он считает, что для рынка было бы полезным выделение из «Газпрома» транспортной составляющей:  «Это было бы логично, и, на мой взгляд, никаких рисков для отрасли эта мера не несет, скорее, только пользу. Благодаря ей, транспортные тарифы для независимых поставщиков газа станут более прозрачными», — заявил эксперт.

Где взять деньги на национализацию ГТС?

В тоже время, ряд экспертов указывают, что пока предложение выделения транспортной составляющей из «Газпрома» ставит больше вопросов, чем ответов. Например, где взять деньги на национализацию ГТС?

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что для реального выделения транспортной составляющей из «Газпрома», вначале необходимо ее национализировать, то есть довести собственности государства до 100%: «Сейчас у государства в «Газпроме» более 50%, остальное принадлежит другим инвесторам — российским, иностранным. Государство должно будет выкупить у инвесторов эту ГТС и речь может идти о десятках миллиардов долларов, не меньше 50 млрд. Сложно представить, что государство сейчас захочет выбрасывать эти деньги, тем более что оно и так контролирует «Газпром», — заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Читайте также «Газпром» теряет госпривилегии

Кто газифицирует население?

Директор Института национальной энергетики также указал на ряд социальных обязательств «Газпрома», которые не собираются выполнять независимые поставщики.

«Независимые поставщики хотят, чтобы «Газпром» выкупал у них газ по экспортной цене. А «Газпром» указывает на свои социальные обязательства. Ему же надо поставлять газ в далекие от места добычи регионы, и, как правило, населению. Другие компании поставляют только рядом с местами добычи и, как правило, крупным потребителям. «Газпром» предлагает всем поставлять газ на равных условиях, то есть и в дальние регионы, и населению, но независимые поставщики с этим не согласны», — заметил Сергей Правосудов.

По его мнению, на уровне декларации выделение транспортной составляющей из «Газпрома» может привлечь внимание СМИ, однако если рассмотреть детали данного предложения, то очевидно, что оно не предлагает ни одного внятного решения по изменению газового рынка», — резюмировал эксперт.

Риски для экономики

Есть мнение, что независимые поставщики обрушат рынок.

Так, Сергей Правосудов отметил, что независимые компании, добывающие газ, прекрасно понимают, что если они выйдут на экспортные рынки со своим сырьем — это обрушит цены на газ и все получат меньше денег.

Ряд экспертов при этом сходятся во мнении, что либерализация газового рынка давно назрела.

Стоит отметить, что, несмотря на отсутствие программы шагов по либерализации газового рынка, которая отвечала бы интересам всех заинтересованных сторон, какие-то шаги делать в этом направлении надо. В противном случае все компании, добывающие газ, постоянно будут нести большие потери, а это также не лучшем образом скажется на экономике страны.

Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".