Комментарий
1767
7 января 2015 11:46
Год новых возможностней
писательСергей Шаргунов Писатель, главный редактор интернет-издания «Свободная пресса» Сергей Шаргунов рассказал «Актуальным комментариям», как с пользой провести Год литературы в России:«Я, как и многие мои коллеги по цеху, ожидаю, что Год литературы в России станет годом новых возможностей как для самих писателей, так и для читательской аудитории. Сам от себя я ожидаю, что в новом году у меня выйдут две новых книги: это книга рассказов и ещё одна книга в жанре non/fiction. Что же касается другой современной литературы, то давненько не было новых книжек у Германа Садулаева, Ольги Славниковой, которых, полагаю, с нетерпением жду не только я, но и сотни тысяч читателей по всей России. Это было бы замечательным подарком к Году литературы.
Этот год совпал с множеством значимых для литературы дат. К примеру, 120 лет со дня рождения Есенина, 110 лет со дня рождения Шолохова и т.д. Но я считаю, что Год литературы — это не только повод для торжественного чествования очередного классика. На мой взгляд, необходимо помогать и ныне здравствующим, и не только тем, кто сам творит, но и тем, кто помогает донести эти творения до читателя, например, библиотекарям.
Во многие библиотеки не поступают толстые литературные журналы. В прошлом году я проехал всю страну от Сургута до Ставрополя. Люди жалуются на то, что у них нет доступа к современной литературе, а те, которые поступают, уже залистаны просто до затёртостей букв. Поэтому Год литературы — это очередной повод обратить внимание на важную проблему — сокращение библиотек. Конечно, во многом, это проблема возникает в связи с вопросом ценообразования.
Также этот год необходимо посвятить популяризации литературы как таковой. Это можно делать самыми банальными и простыми способами. К примеру, перед программой "Время" давать заставку со стихотворением какого-нибудь классика или современного поэта, как это было в советское время.
Представьте только: пока бежит часовая стрелка или идет новостная заставка какой-нибудь информационной передачи, в это же самое время на экране появляется бегущая строка со стихотворением какого-то бессмертного поэта прошлого или обреченного стать бессмертным поэтом в будущем. Я думаю, что такая нехитрая вещь, как, например, бегущая строка со стихами, могла бы привлечь внимание людей, поскольку я убежден, что в современном обществе есть востребованность в литературе. Она по-прежнему центрична, но если проводить неправильную культурную политику, то все будет хиреть, чахнуть и варваризироваться.
С другой стороны, меня периодически пугает этот болезненный звук реформаторства, который достаточно давно наблюдается в России. Взять, к примеру, учебную программу по литературе. Когда из нее выбрасывают Кольцова или Никитина — прекрасных русских поэтов, — причем выбрасывают по непонятным для меня основаниям, у меня складывается такое впечатление, что нет никакой прозрачности и гласности в так называемом реформировании системы образования. Всё это меня более чем тревожит. На мой взгляд, образование в школе и университете должно быть предметом прозрачного и профессионального обсуждения. Специалисты и все общество должны собираться и совместно решать, какие произведения должны быть обязательными для чтения, а какие — нет.
Несомненно, последние годы можно наблюдать резкое снижение интереса к чтению у многих россиян. Но этот недуг нашего общества достаточно легко исцелить. Не надо бояться читать стихи по телевидению, и не только по "Культуре", но и по "Первому". Кроме того, надо реанимировать литературу в сознании людей. Лично я не заметил ни одной передачи на нашем телевидении, даже на канале "Культура", в которой бы люди видели современных, живых поэтов и где зачитывались бы новые стихи, актуальные сегодняшнему дню.
Более того, должно быть больше литературных конкурсов, которые способствовали бы рождению новых литературных гениев. Многие одаренные люди зачастую просто не знают, где эти культурные институты, в которые можно обратиться с тем, чтобы опубликоваться, то есть поделиться своим творчеством с согражданами. Институт редактуры умирает, поскольку нет никакого финансирования, и это, на мой взгляд, большая драма. То же самое я могу сказать и о переводах. Переводчики сегодня влачат нищенское существование, потому что очень многое, к сожалению, упирается в деньги.
Необходим и приток подвижников именно в государственные инстанции, отвечающие за культуру и образование. Этими подвижниками могут выступать обычные учителя и учащиеся различных школ и лицеев.
Например, в Сургуте есть обычное техучилище, в котором мне доводилось бывать. Учащиеся по собственной инициативе затеяли замечательный патриотический проект "Три поля" — Бородинское, Куликово и Прохоровское. И я могу сказать, что эти ученики могут дать фору некоторым аспирантам исторического факультета по уровню знаний истории отечественных сражений. К чему я веду: подобного рода творческие инициативы необходимо поощрять, и чиновники, со своей стороны, должны давать возможность учебным учреждениям реализовывать такие проекты и всячески помогать развитию этого направления.
Казалось бы, это пустяк, но из таких проектов рождается настоящее искусство, в том числе и литературное. И если министерство культуры будет больше внимания обращать на подобные творческие проявления, тогда живой жизнью наполнится литература в России».