Статья
9869 3 апреля 2017 10:54

Идеология разрушения

Во время обсуждения митингов 26 марта самой популярной темой стало политическое участие школьников и студентов, и практически никто не уделил внимание идеологическому аспекту протестной мобилизации граждан. Если речь и заходит о мобилизации как таковой, то говорится, в основном, о ее механизмах: эффективности формата блога, правильного использования Навальным своего ресурса в виде ФБК, продуманности информационной составляющей президентской кампании. Все это лишь инструменты донесения информации. Какой идеологический «месседж» стоит за всеми этими инструментами? Чем он отличается от идеологий других оппозиционных сил, что позволяет проводить такую мобилизацию?

Если представить борьбу за политическую поддержку как рынок, где политики предлагают обществу свои программы, а общество покупает или не покупает их за голоса, то можно увидеть, что идеологии здесь играют всего лишь роль маркера. Политики используют эти маркеры, чтобы привлечь к себе ту или иную группу избирателей. Следовательно, идеология на политическом рынке сегодня выступает больше для навигации, чтобы вы могли отличить условную «Ленту» от «Пятерочки».

Предлагает ли Алексей Навальный какую-то иную идеологию? Речь не об официальной программе кандидата в президенты, которую среднестатистический избиратель вряд ли когда-нибудь откроет, а о том, что он транслирует своим сторонникам в выступлениях на публике и в записях на Youtube-канале. Его основные послания связаны с несколькими темами: «Социальное неравенство в России», «Преступники должны быть наказаны», «Система неэффективна из-за Путина», «Вся власть – народу». Именно эти месседжи транслировались в его выступлениях в течение месяца до 26 марта. На митингах практически каждый участник протестов на вопрос интервьюера: «Почему вы вышли сегодня?» отвечал фразой о справедливости и необходимости решения проблем коррупции и социального неравенства. Все это говорит о том, что именно послания Навального и сыграли решающую роль в мобилизации его сторонников и других участников акций. Среди лозунгов о необходимости наказать виновных и о восстановлении социальной справедливости не было лозунгов о демократизации, не поднималось вопросов об идеологическом «пути» государства, и другие обычно присущие российской оппозиции темы.

Любые идеологические маркеры уже давно перестали звучать привлекательно: либералы, анархисты, монархисты, националисты – все это звучит неприветливо, и даже жутковато. Подобные названия стали превращаться в «клеймо», которое носить неприлично. Особенно ярко это выражено в эфире федеральных каналов: идеологическую принадлежность политика там упоминают как ругательство. Уже на протяжении почти двадцати лет в российской «системной» политической борьбе нет никаких разделений на идеологии, а все партии стали «catch-all» – ориентируются или на общечеловеческие моральные ценности, или на сиюминутные запросы общества. ЛДПР – уже давно не либеральная, КПРФ – не коммунистическая, «Единая Россия» – ни левая, ни правая. Изобретение это не новое – его еще в середине шестидесятых описал политолог Отто Кирххаймер. Вслед за «системными» российскими партиями, наконец, от идеологий начали отказываться и в оппозиции. В частности, в движении Навального. И это послужило более активному участию молодых людей.

Исследование Светланы Ерпылевой
показало, что последние пять лет подростки стали вести общение и объединяться не столько по субкультурным признакам, сколько по политико-идеологическим. Связано это, прежде всего, с маргинализацией различных идеологических предпочтений в российском обществе. Здесь впору перейти к самому обсуждаемому моменту этих митингов – роли молодежи.

Начиная с 2004 года в Администрации Президента проводилась серьезная работа с провластными молодежными движениями, такими как «Наши» и «Молодая гвардия». Как предполагает Екатерина Шульман, во многом атмосфера в элитах во время второго срока Владимира Путина определялась происходящими у соседей «Оранжевыми революциями». Уже тогда в этих протестах основную роль играли молодежные движения. Поэтому, опасаясь подобных сценариев, Администрация Президента активно выстраивала работу с молодежью. Начиная с 2012 года эта работа была заброшена. Обеспечивать стабильность решили за счет других мер (наращивание госпропаганды, давление на СМИ и так далее). Отличительной чертой новых протестов является то, что молодежь больше не занята в провластных политических движениях, которые могли бы предложить ей что-то интересное. Поэтому очень кстати здесь оказывается то, что предлагает им Навальный.

Важно заметить, что эти предпосылки ничего бы не значили для конечного результата, если бы их не пробудили лозунги. Эти лозунги несут в себе простой и разделяемый подавляющим большинством общества «месседж» о социальной справедливости. Их, Навальный доносил через крайне эффективное средство – Youtube. В видеороликах были и картинки с бедными бабушками, которые противопоставлялись богатым чиновникам, и старые мемы с Медведевым, и сам Навальный – уверенно и бодро рассказывающий о том, кто мешает России жить лучше, и популярно объясняя, против кого нужно выйти на митинг. Все это и привело к такому количеству убежденных в своей правоте сторонников его лозунгов.

Новые политические реалии таковы, что противостояние между двумя лагерями (власть–оппозиция) теперь сосредоточено вокруг двух лидеров этих групп – Путина и Навального. Каждый из них – это не олицетворение той или иной идеологии, или некоего образа будущего. Каждый из них – это харизматичный лидер, умело использующий чаяния так называемого «большинства». Как верно заметил Дмитрий Травин, команда Навального не ориентируется на конкретную идеологию демократизации и не считает нужным предлагать альтернативные варианты развития страны, как это делают «Яблоко», «ПАРНАС», «Открытая Россия». Это, помимо прочего, перевернуло правила игры в борьбе за лидерство среди оппозиции. Если раньше она была связана с противостоянием политиков–лидеров различных оппозиционных сил, которым было не на что опереться, помимо своего окружения, то теперь главным человеком среди них неоспоримо является Навальный, который получил свое первенство благодаря общественной поддержке. Причем эта общественная поддержка заработана с помощью качественно другого информационного посыла, чем у его конкурентов.

Команда Навального предлагает наказать сегодняшних представителей элиты за совершенные ими преступления, наведя таким образом порядок в стране. По предлагаемой ими логике, именно это поможет России стать богаче, а людям – жить лучше. То есть, фактически, «только разобравшись с нашими внутренними врагами, мы решим наши проблемы» – что никак не вписывается в логику демократических преобразований. Мобилизация протестной активности 26 марта стала столь успешной благодаря посланию, которое (а) направлено не на созидание нового, а на разрушение старого, (б) не несет в себе идеологического фундамента в виде ценностей демократии. Это значит, что с лозунгами, составленными в рамках такого послания, работать намного проще, чем с идеологическими, а отдача от них должна быть заметно выше. Они ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и не претендуют на какую-либо «экспертизу» по отношению к своим сторонникам, и никого не клеймят. Они просты и понятны каждому, в них нет ничего, что могло бы оттолкнуть.

Во-первых, как минимум, это говорит о том, что долгожданного консенсуса в рядах российской оппозиции не достигнуто. Во-вторых, это дает четко понять, что ни либеральные, ни демократические лозунги вывели людей на улицу. Преобладала не просто негативная повестка, а повестка с агрессией, где не было места созиданию. Можно заметить, что во многих авторитарных странах протест часто выливается в негативное русло. Главный вопрос: хотят ли те, кто выходит сегодня на улицу, демократии? Исходя из идеологически неоднородного состава митингующих, из тех лозунгов, которые их мобилизовали, ответ – нет. Следующие акции протеста только укрепят установившуюся тенденцию, сегодня мы наблюдаем не борьбу демократии с авторитаризмом, а борьбу двух разных политических сил.

Политолог Егор Коробкин специально для «Актуальных комментариев»


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".