Комментарий
18 Января 2015 14:51

Кадыров претендует на роль политического лидера мусульман России

Валерий Соловей политологВалерий Соловей

Валерий Соловей
политологВалерий Соловей
Глава Чечни призвал выйти на акцию 19 января. «Первоначально мы ожидали, что соберется до 500 тысяч человек. Но по последним данным, число демонстрантов может перевалить за миллион», — отметил Кадыров, уточнив, что это жители Чечни и многих других субъектов РФ.

Политолог, доктор исторических наук, профессор и заведующий Кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей прокомментировал «Актуальным комментариям» ситуацию со свободой слова на Западе, уважением к религиозным ценностям в Европе и инициативу главы Чеченской Республики провести шествие против «безнравственных поступков авторов французского журнала»:

«Свобода слова никогда не носила столь безбрежного характера как последнее десятилетие, по крайней мере, в западных обществах. Сейчас в этих обществах – западных, европейских и отчасти, в меньшей степени, американском – свобода слова становится абсолютно доминирующим принципом, подавляющим все остальные или превалирующим над всеми остальными.

В этом смысле свобода слова явно имеет приоритет над тем, что можно назвать религиозными чувствами верующих. Потому что мы имеем дело с абсолютно секулярными обществами, то есть социумами, которые принято называть постхристианскими. Это не означает, что на Западе нет христианства. Верующих в Европе очень много, побольше, чем в России. Но это те общества, где христианские ценности уже не являются абсолютными, не являются краеугольными, это лишь одна из ценностных систем. И как ценностная система они подвержены критике и даже высмеиванию.

В обществах другого типа, не столь секулярных и не столь религиозных, как западные, такая ситуация недопустима.Иммигранты, попадающие из достаточно религиозных стран в такое секулярное постхристианское общество, конечно, испытывают колоссальной силы шок, но они не должны забывать – они находятся в другом культурном континууме, это другое культурно-ценностное пространство. Можно как угодно его критиковать, и можно говорить, что такие ценности Запада - это его слабость, но в этом же заключена и его сила.Россия выглядит, на самом деле, очень странно.

Россия – это тоже постхристианское общество, возможно, даже более постхристианское, чем западное. Я говорю об этом с сожалением. В России это общество не агностицисткое, это языческое общество, где преобладает полисинкритизм, множество верований, где можно называть себя православным гражданином и верить в реинкарнацию, перерождение душ, сходить к экстрасенсам, использовать разные оккультные практики, не имеющие ничего общего с христианством. Все это есть, некий бульон из верований, культов. В этом смысле Россия очень напоминает Римскую империю конца 1-2 веков нашей эры, когда христианство зарождалось и делало свои первые шаги.

Православная церковь, безусловно, пользуется авторитетом, ее уважают, это, может быть, единственный институт в России из всех, который пользуется хоть каким-то авторитетом, кроме института президентской власти. Но русских очень трудно назвать христианами, в большинстве своем это язычники. И это – первое.

А второе, это то, что мы имеем немаленькую исламскую общину, где сейчас идут процессы брожения и кристаллизации. И она на фоне размягченных мягкотелых христиан-язычников выглядит, воинственной, как несущей некую весть, как предлагающей некую культурно-ценностную альтернативу. Общество в целом это пугает. Подавляющее большинство в России все-таки не мусульмане, это номинально православные и другие народы.

Что касается митинга против публикации карикатур на Пророка Мухаммеда, на который жителей республики созывает Кадыров, то надо отдавать себе отчет, что это не религиозный митинг, это политическая манифестация. И Кадыров претендует не просто на то, что защищает ислам, он претендует, ни много ни мало, на политическое представительство, на то, что он - политический вождь ислама в России. Политический, потому что он чиновник, он государственный служащий, и его заявление - это политическая манифестация.

Как политическая манифестация такого рода заявление - это вещь не способствующая как раз росту межнациональной культурности и диалога в России. Поскольку, когда по телевидению покажут этот митинг, будет там миллион, будет там несколько сот тысяч, люди зададутся вопросом, почему это можно в Грозном, но нельзя в России, почему нельзя в Москве, в Петербурге проводить митинги в защиту наших ценностей — не обязательно христианских, это могут быть политические ценности — почему такой приоритет, почему такие преференции Чечне?!

Когда россияне увидят сотни тысяч людей на этом митинге в Грозном, это вызовет не самые добрые чувства в адрес митингующих. Потому что к Чечне отношение в России настороженное, и это еще очень мягкая формулировка. Так что идея такого митинга выглядит вполне политической, она выражает растущие амбиции Кадырова. Вот эти амбиции вызовут у общества вряд ли понимание и доброжелательное отношение».

Подготовила Наталья Захарова.
12 Сентября 2016 Главное  Каталония вновь требует независимости В Национальный день Каталонии в Барселоне и четырех других городах Испании прошли крупномасштабные митинги в поддержку независимости Каталонии. По данным полиции, в марше в Барселоне приняли участие 540 тыс. человек.  9 Августа 2016 Анонс  Митинг против «Пакета Яровой» согласован Власти Москвы согласовали проведение 9 августа митинга против «пакета Яровой», однако предложили перенести его с площади Яузских ворот в парк «Сокольники», сообщил замглавы столичного департамента региональной безопасности Василий Олейник. 26 Июля 2016 Анонс  В Москве пройдет митинг против «Пакета Яровой» 26 июля в Москве на площади Яузских ворот состоится митинг «В защиту 23 и 24 статей Конституции РФ, против интернет-цензуры и интернет-слежки, за свободу интернета в России».
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".