Комментарий
26 Февраля 2016 12:26

Кого выращивают в финских школах

Багаев Александр переводчикБагаев Александр

Багаев Александр
переводчикБагаев Александр

Школа – вечная тема для обсуждения. Все мы или учились, или учимся, или отправляем детей учиться.

По Сети ходит много историй о западных образовательных методиках. Одна из них – о Финляндии. Сюжет нашумевший, и требует разбора. Прочитав этот материал, я первым делом усадил перед собой и подробно расспросил в целях уточнения собственных знаний мою жену (финскую гражданку, женившись на которой, я и сам уже скоро 20 лет как живу в Финляндии). Самый близкий опыт наших познаний о школе, помимо собственного опыта жены (он давний — уж больше сорока лет прошло), основывается на жизни трёх наших племянников (старшие два парня уже закончили, а младшая как раз скоро выпускается), нашей старшей внучки (она второклассница), трёх детей ближайшей подруги моей жены (все уже выпустились) и двух внучек наших соседей по острову, с которыми мы дружим семьями (они обе тоже недавно выпустились).

Попробую просто выложить ответы по основным пунктам.

Справка: среднее школьное образование делится формально на два, а по сути на три этапа: не обозначенное формально начальное образование, неполное среднее (9 классов) и полное среднее (11 классов). Автоматического перехода в 10 класс нет — для этого надо набрать определённый средний балл и пройти конкурс. Законченные 11 классов дают право на поступление в университет; без законченных 11 классов можно поступить в технические ВУЗы: для этого надо с неполным средним поступить в аналоги наших бывших ПТУ или техникума, откуда открыта дорога в высший технический ВУЗ (а после него становится доступным и университет).

Теперь кратко по пунктам:

— в Финляндии, действительно, полностью отсутствует понятие «элитных» школ; все школы равны, и все дети в школах равны; но это не особенность школы, а следствие вообще уравнительного мировоззрения финнов: они с примерно одинаковым пиететом относятся к президенту страны и к дворнику с соседней улицы; с искренним пиететом они все поголовно относятся к профессионализму в любой профессии; отсюда их очень уважительное отношение к телеведущим, врачам, учителям, полицейским и т.п. (к переводчикам тоже, между прочим émoticône smile );

— существует традиция: дети в школу ходят сами без родителей с первого дня с первого класса (за исключением тех, кто живут на хуторах и прочих выселках — их собирают и развозят специальные микроавтобусы, иногда даже такси);

— всех школьников всех возрастов постоянно выводят и вывозят заниматься на природе, поэтому все финны про свою фауну и флору знают всё или почти всё;

— целиком бесплатным (включая учебники и завтраки) является только неполное среднее образование (аналогичное нашей восьмилетке); все, кто поступают в 10 класс, далее платят за учебники сами (то же и в ВУЗах);

— в Финляндии в любое время года (а не только зимой) категорически не принято ходить в частных помещениях в обуви — её снимают в прихожей, и все ходят босиком или в носках, даже если выше начинается парадный костюм с галстуком; в детских садах — то же правило; в центрах детских развлечений — тоже; и т.д.; исключение: церкви, магазины, театры и кино, общепит, полицейские участки и т.п.;

— в Финляндии общепринято одеваться в стиле не просто casual, а super-casual (именно поэтому приехавших наших русских женщин, как правило, видно за версту), так что босиком и в любой одежде — это не в силу заботы о детях, а такова «национальная особенность жизни»; émoticône smile;

— моя жена в конце 1960-х годов в пригороде Хельсинки училась в точно тех же оценочно-экзаменационных условиях, что и я тогда же в центре Москвы, и даже моя сестра в экспериментальной математической школе АПН СССР (91-ая, на Поварской напротив церквушки, что на Новом Арбате); разве что у нас была 5-бальная система, а у неё 10-бальная;

— сейчас в Финляндии в 1-9 классах оценок регулярно не выставляют, но зато регулярно пишут родителям справки, в которых те же отметки сформулированы словами; дети из-за этих словесных оценок переживают точно так же, как мы переживали из-за цифровых;

— с зачётами и экзаменами дело обстоит так же, как с оценками; преподаватели периодически неожиданно устраивают на занятиях задания «типа тестов»; и тут тоже дети переживают так же, как и мы: внучка каждый раз звонит «в растрёпанных чувствах» и нервно обсуждает с бабушкой, где она могла допустить ошибку(-и);

— к моменту окончания 9 класса каждый ученик набирает средний балл (спрашивается, откуда бы он брался, если бы не выставляли оценок?), от которого зависит, сможет он или нет перейти в 10 класс; это реальная точка бифуркации, от которой в подавляющем большинстве случаев зависит, в каком слое общества человек «поселится» на всю оставшуюся жизнь;

— принцип преподавания скопирован с того, как человек интуитивно постигает жизнь (и язык) в естественных условиях; он хорош тем, что не требует особых усилий, происходит непринуждённо и не даёт никому особо выбиться в лидеры; плох тем, что лишает полученные знания и навыки теоретической основы (так женщины водят машину: водилы они бывают очень неплохие, но вот с тем, как открыть капот, у них у многих уже могут возникнуть проблемы);

— то, что финны приучаются в школе читать книги — чистый миф; моя жена даже рассмеялась, когда я задал вопрос про это; финны в массе своей хорошо если одну-две книги в год прочитывают; в городе Порвоо, где мы теперь живём, около 40 тыс. жителей и один маленький книжный магазин на всех (книги в нём занимают примерно четверть места; остальное — канцелярские принадлежности, открытки, подарки и пр.).

Мой (подчёркиваю: всего лишь — мой) вывод: финская школа хороша для выращивания очень нормальной и очень здоровой трудовой массы населения, которая будет без фантазий и затей честно трудиться (при условии, конечно, что никто не будет её обижать или к ней относиться, как к быдлу или рабам). Но ни выдающихся художников, ни выдающихся учёных, ни выдающихся мыслителей и историков из этой массы не выйдет никогда, потому что людей с детства не учат стремиться к истине, знаниям и прекрасному в смысле проникнуть внутрь, постичь суть и — сделать ещё лучше; им не прививают восторг и уважение к поиску предела умственных и творческих возможностей человека и — его преодолению. Что, собственно, сразу и видно при чуть более пристальном взгляде на финнов: в массе своей честных, достойных, заслуживающих всяческого уважения — но и очень предсказуемых, скучных и безынициативных — людей. В тайге они не растеряются и выживут не хуже любого старателя. «Нокию» изобретут и поставят на ноги. Самые большие в мире круизные корабли построят и отделают по первому классу. Но «Мыслителя» или «Врата ада» — не создадут никогда. Характерный скандинавский дизайн и стиль.


____________

Читайте также:
14 Ноября 2016 Общество  Детям чиновников запретят учебу за рубежом В Думу внесен законопроект о запрете на обучение детей чиновников за границей. Документ подготовил коммунист Валерий Рашкин. По мнению экспертов, эта инициатива нежизнеспособна и не преследует иных целей помимо пиара КПРФ. 31 Августа 2016 Общество  Россияне сократили траты на сборы к школе В 2016 году россияне на четверть сократили траты на подготовку школьников к началу учебного года. Расходы на подготовку детей к школе составили 14,8 тысячи рублей. Это на 26% меньше, чем в 2015-м, когда родители тратили в среднем 20 тысяч. 11 Августа 2016 Украина и Донбасс  Украина вводит новую программу по истории Школьная программа по истории для учеников 10–11 классов на Украине изменилась. Перечень новых тем изобилует новыми фактами. Теперь позиция по вопросам существования Украины в составе СССР будет изложена в новой редакции и в учебниках.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".