Статья
6137 15 Августа 2018 13:44

Кто плетет политическую паутину в Telegram

Крупные политические телеграм-каналы имеют аудиторию, превышающую 100 тысяч человек. Фактически каждый из них представляет из себя небольшое медиа, которое по количеству просмотров может спокойно конкурировать с многими СМИ. Над каналами работают целые команды, а их владельцы стараются распространять свое влияние, заходя в другие тематические блоки. При этом через телеграм-каналы, особенно анонимные, часто организуются различные информационные атаки. «Актуальные комментарии» решили выяснить, через какие сети реализуются эти кампании.

Репост — двигатель прогресса

Часто клубок связей телеграмеров можно распутать через анализ репостов и упоминаний. В таком случае становится понятно, за счет каких инструментов проводилась та или иная информационная кампания. Одной из самых заметных в последние месяцы была атака на главу ВЭБа Игоря Шувалова, организованная телеграм-каналом «Футляр от виолончели». В период обострения ситуации в Волоколамске по репостам можно было выявить сеть, при помощи которой проводилась информационная атака на губернатора Московской области Андрея Воробьева. Практически каждую неделю в сообществе топовых телеграмеров проходят 1-2 спланированных акций. Для того, чтобы выявить информационные сети, мы собрали данные о том, на какие каналы они ссылаются, какие источники продвигают и рекомендуют своим читателям. В наш топ-10 попали следующие каналы:


Название

Подписчики

 1  Футляр от виолончели      218258
 2  Давыдов Индекс       166186
 3  Незыгарь      165533
 4  Алексей Венедиктов      90915
 5  Кремлёвский мамковед         68378
 6   Мысли-НеМысли      61673
 7  Устинов троллит      53148
 8  Методичка      51566
 9  Политджойстик      34791
 10  Мышь в овощном      30282


В итоге был сформирован общий граф связей между каналами:

ITOGITOGITOG.png
Для просмотра деталей нажмите на картинку

Подобные связи позволяют вычленять источник информационной кампании, а также выявлять потенциальных заказчиков атак.

На графе видно, что наиболее распространенными форматами работы с информационной сеткой являются три:

— Крупный агрегатор. Примерами таких телеграм каналов являются «Незыгарь», «Методичка», «Политджойстик». Авторы этих телеграм-каналов делают много репостов различных записей, превращая свой канал в некий хаб, однако и у них есть 2-3 канала, на которые они ссылаются чаще всего.

У «Незыгаря» это его новостной канал «Незыгарь top news», канал «Shadow policy» и «Анонимный канал Дмитрия Колезева».

«Методичка» чаще всего ссылается на телеграм-канал «Двойная сплошная».

«Политджойстик» чаще всего репостит канал «соловьиные_трели», «Газ-Батюшка» и «MarketTwits».

Несмотря на обилие репостов с различных каналов, по их сетке сразу видно, на какие источники они ориентированы в наибольшей степени.

— Узкая сеть. Алексей Венедиктов, «Кремлевский мамковед» и «Устинов троллит» делают репосты гораздо реже, а в их сетке выделяются 1-2 канала (видно на графе). Характерно, что сейчас крупные политические телеграм-каналы пытаются продвигать собственные новостные агрегаторы и экономические каналы. Помимо вышеупомянутого «MarketTwits», существует другой канал «Финансовый говорун», его продвигает «Кремлевский мамковед», а канал «ДОХОДЪ» активно продвигается Алексеем Венедиктовым. Венедиктов также часто ссылается на телеграм-канал «Футляр от виолончели».

Примечательно, что сетка Устинова никак не встроена в общую картину. Телеграм-каналы, на которые он ссылается: «Новостная телега», «Записки неэмигранта» и «ДИП дубернатора», больше никто не использует.

— Автономные каналы. И есть телеграм-каналы, которые крайне редко делают репосты или упоминают других телеграмеров: «Мысли-НеМысли», «Давыдов Индекс», а один из самых крупных телеграм-каналов «Футляр от виолончели» и вовсе ни на кого не ссылается.

Не такие анонимные

Этот анализ демонстрирует, что в среде анонимных телеграм-каналов на самом деле осталось не так много анонимности. Трудно себе представить, чтобы Венедиктов активно рекламировал канал «Футляр от виолончели», которые специализируется на громких и жестких расследованиях коррупции, не зная, кто именно ведет этот канал.

Недавняя же истории с «Незыгарем» и опубликованным письмом Белоусова еще раз подтверждает, что зачастую инсайдерскую информацию авторы получают из одних источников, знают о том, кто именно стоит за тем или иным телеграм-каналом.

В графе только 10 крупных телеграм-каналов и уже по нему видно пересекающиеся источники и общие каналы продвижения, например, «Газ-Батюшка» у «Давыдов.Индекс» и «Политджойстика», «Бойлерная» у Венедиктова и каналов «Мышь в овощном» и «Мысли-НеМысли», или «Двойная сплошная» у «Методички», Венедиктова и «Незыгаря». Более крупный граф продемонстрирует это еще нагляднее.

Перспективы

Крупные телеграм-каналы будут выстраивать вокруг себя информационную инфраструктуру, чтобы максимизировать аудиторию. Наиболее перспективными сейчас являются новостные каналы, ориентированные на скорость доставки контента, экономические и финансовые каналы с первичной информацией с бирж, а также развлекательно-информационные каналы, сейчас развиваются как минимум два: «History Porn» и «History Files|Файлы Истории».

При этом информационные кампании в телеграм-каналах будут все более спланированными и масштабными. Не так давно в сети появились якобы расценки на публикацию платных постов в политических телеграм-каналов, однако подтверждений этой информации не было. Тем не менее по характеру распространения публикаций (например, канала «Футляр от виолончели») видно, как быстро распространяется необходимая информация или интерпретация различных событий.

Это значит, что атаки через телеграмеров будут проводиться чаще и с большим уроном для объектов нападения.

Наша статья — только первый шаг, в будущем мы будем добавлять в выборку все новые телеграм-каналы, что позволит еще лучше понимать источники информационных кампаний.

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".