Статья
9693 16 октября 2014 14:22

Разорвать с Украиной

Депутат Государственной думы от фракции ЛДПР Роман Худяков предложил ввести особый экономический режим взаимодействия с Украиной, сообщают «Известия». Свое предложение парламентарий отправил главе правительства Дмитрию Медведеву.

Проект предполагает пересмотреть уже существующие контракты с украинской стороной и ввести запрет на их последующее заключение. В частности, запрет будет касаться поставки в Россию продовольствия с Украины, продукции украинского машиностроения и металлообработки. По мнению депутата, следует также ограничить и военные поставки из Российской Федерации, которые могут быть использованы для военных действий вооруженными силами Украины. «Никаких танковых двигателей и никаких "КамАЗов" для нацгвардии», — поясняет Худяков.

Депутат убежден, что подобные меры заставят украинскую сторону соблюдать минские соглашения и поспособствуют урегулированию конфликта на территории Донбасса. «Россия должна отреагировать на беспринципное поведение Киева. Но так как реагировать военной силой мы не можем, то можно реагировать экономически. Тем более что после официального осуждения Госдумой киевского режима это будет актуально»,  — подчеркнул Худяков.

Напомним, что ранее Худяков просил генерального прокурора Юрия Чайку проверить законность сделки метрополитена Санкт-Петербурга с Крюковским вагоностроительным заводом. Как пояснил парламентарий, украинский завод получил заказ на поставку для метрополитена Санкт-Петербурга 15 восьмивагонных составов на сумму более $6,7 млрд. «Надо сказать, что мы уже сейчас выявили и остановили крупнейшую сделку, которая могла пройти по питерскому метрополитену. Сейчас она заморожена, и кому-то не удалось нажиться на деньгах наших налогоплательщиков» — прокомментировал Худяков.

В предложении также указано, что необходимо определить ряд представителей украинского бизнеса, которым будет запрещен въезд на территорию России. В отношении их активов и недвижимости, находящихся на российской территории, может быть применен арест.
Что касается рядовых граждан Украины, по мнению депутата, особый экономический режим не должен их затронуть. Авиа- и железнодорожное сообщение сохранится, также как и денежные переводы от частных лиц. Согласно предложению, проект касается только крупного украинского бизнеса и военно-экономического сектора.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев поддержал предложение Худякова, однако отметил, что проводить его нужно предельно аккуратно.

Фото: Первый канал

Комментарии экспертов

Предложение депутата Худякова идет вразрез с логикой нормализации наших отношений с Украиной. Если мы хотим еще более усугубить ситуацию, то, пожалуйста, реализуйте такое предложение. Если мы хотим как-то двигаться к взаимоприемлемым компромиссам, в том числе поддерживать еще и минские договоренности, то тогда от такого рода идей стоило бы удержаться. Они выглядят не более чем популистские инициативы, идущие на поводу настроений определенной части общества.

Если рассматривать реальный экономический смысл, то данное предложение может нанести России тоже очень серьезный ущерб, потому что это тотальный разрыв отношений с Украиной. Нужно учитывать ту оценку, которую давал президент Владимир Путин, что сто миллиардов рублей — это ущерб от подписанного соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. И от этого предложения ущерб будет только возрастать.

Кроме того, у нас на Украине есть интересы нашего бизнес- и банковского секторов, в том числе и финансовых компаний. И общий объем российских активов, находящихся под риском такого рода решений, как предлагает уважаемый депутат, составляет не менее пятидесяти миллиардов долларов. Если вы разрываете связи, вводите специальный экономический режим, то вы должны отдавать себе отчет, что вы усиливаете риск потери этих активов и наносите себе существенный удар по своему национальному бизнесу.

Поэтому по-человечески к такому предложению нужно относиться с пониманием. Россия — это страна свободного волеизъявления, каждый может высказать свою точку зрения. Тем не менее надо иметь в виду, что она в текущей ситуации контрпродуктивна и экономически — потому что возникает неприемлемый ущерб российских интересов, и политически — потому что ужесточает и без того очень сложную ситуацию. Это предложение сильно ухудшает перспективы урегулирования конфликта на юго-востоке Украины и перспективы выстраивания со временем нормальных отношений с Украиной.

Инициатором такой жесткой экономической политики является не Россия, а Украина. Именно по инициативе Украины было прекращено военно-техническое сотрудничество. До последнего времени целый ряд украинских предприятий поставляли оборудование для российского оборонно-промышленного комплекса. При этом оборудование было разное: поставляли двигатели вертолетов, газовые турбины для российских кораблей и другое оборудование, которое России было нужно.

Однако именно Украина первая, а не Россия ввела запрет на поставки не только военного оборудования, но и товаров двойного назначения. И даже дошло до того, что Россия не могла получить ряд товаров оборонно-промышленного комплекса, за которые уже было уплачено — их просто не пропустили на границе. Эта инициатива – ответ на действия, которые были предприняты с украинской стороны. И здесь можно четко сказать, что Россия взяла курс на то, чтобы производить товары и оборудование, которое раньше производили для нее на территории Украины в интересах оборонно-промышленного комплекса, в рамках импортозамещения производителей на территории Российской Федерации.

Этот курс будет неукоснительно выполняться. И причина выполнения заключается не только в том, что Украина перестала пропускать эти товары через границу, но и в том, что предприятия оборонно-промышленного комплекса на территории Украины находятся сейчас в состоянии  полного краха. Часть из них закрыты, часть — переведены на одно- или двухдневный режим работы, идет низкое качество продукции. В целом экономика Украины находится в очень тяжелом положении, а оборонно-промышленный комплекс требует высокого качества продукции. России с этой точки зрения нужно отказываться в рамках импортозамещения от покупки такого рода товаров и оборудования.

Есть также сотрудничество между атомной промышленностью России и Украины. И Россия тоже готова была сотрудничать до последнего времени. Но посмотрите, как развивается сотрудничество. Украина перестает закупать российское ядерное топливо и с начала года хочет закупать американское, которое было получено путем промышленного шпионажа. И это при том, что все реакторы, которые есть на Украине, это реакторы ВВР — водо-водяные реакторы, разработчики которых находятся на территории Российской Федерации.

Но сотрудничество возможно между двумя отраслями промышленности, когда эти отрасли существуют. Ситуация на Украине сейчас такова, что атомной промышленности на территории Украины практически уже нет. Те звенья, которые там имелись — это добыча природного газа и производство ураноконцентрата — сейчас прекращена. Различные предприятия, которые обслуживали атомные электростанции на Украине, находятся на стадии закрытия либо уже закрылись. А Россия не может сотрудничать с той отраслью, которой просто не существует. Сотрудничать сейчас могут фактически только две атомные электростанции.

По-видимому, речь все-таки не идет о полном прекращении закупок российского ядерного топлива, но закупки американского топлива будут расширяться, несмотря на то, что это ядерное топливо уже привело к остановке двух реакторов Южно-Украинской АЭС. Второе — Украина перестала вывозить отработки ядерного топлива на территорию Российской Федерации и в районе Чернобыля устроила, по сути, свалку. Потому что все зоны вокруг реакторов, там, где есть бассейны выдержки, — там все было переполнено ядерным топливом. Как в таких условиях Россия может сотрудничать?

Плюс ко всему у России перестали покупать ряд комплектующих, стали искать их на черном рынке, это приводит к выводу из строя целых систем, которые аварийно срабатывают и требуют замены. То есть инициатором такого прекращения сотрудничества является не Российская Федерация, а Украина, которая проводит ошибочную и местами преступную политику, если говорить об атомной энергетике.

Следствием этого является и соответствующее предложение депутата Государственной Думы. Но по факту на практике это уже реализуется, и речь идет просто о фиксации той ситуации, которая наблюдается. Но хочу еще раз подчеркнуть — она возникла по вине украинской стороны в тех сферах и в тех случаях, о которых я говорил.

Есть другие сферы, есть закупки продовольствия — это обсуждаемо. Здесь нельзя говорить, какая сторона виновата. В условиях ухудшения отношений между государствами вполне естественно, что это всегда приводит к сокращению экономического сотрудничества. Если мы рассмотрим отношения Россия — Германия, то ухудшение отношений произошло на фоне введения санкций со стороны Европейского союза, к которым Германия присоединилась. Поэтому и происходит сокращение товарооборота. Россия в отношении Украины таких санкций не вводила, но эти санкции были введены Украиной, которая присоединилась к санкциям, введенным Европейским союзом в отношении России.

В основном мы реагируем, хотя иногда, конечно, можем вводить какие-то ограничения на закупки первыми — например, продовольствия. Но здесь каждая сторона проводит ту политику, которую считает необходимой. Во многом это обусловлено именно антироссийской внешней и внутренней политикой на самой Украине. Они создают какие-то заградительные сооружения на границе, принудительно начинают демаркацию границы, ставят свои знаки. Российская Федерация принимает какие-то ответные шаги для защиты собственного рынка, потому что есть угроза для экспорта товаров через территорию Украины, Россия вынуждена защищаться. Поэтому ответные меры, конечно, есть. Другой вопрос, что на самом деле эта ситуация была инициирована украинской стороной.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".