Статья
19 Октября 2015 14:08

«Меняем айфон»

Несколько лет назад в соцсетях велась дискуссия о том, что существует «Россия айфона» и «Россия шансона» – две реальности двух больших групп граждан нашей страны. С шансоном в последнюю пару лет ничего не случалось. По-прежнему есть небогатые и небедные люди, у которых имеются деньги на новый смартфон (или на много смартфонов), но самого гаджета нет.

Электронная почта для них все ещё как голубиная почта – что-то непонятное и далекое. И так далее. Эта система пока стабильна.

А вот iPhone буквально за последний год подорожал вдвое. И символ тех, кого называли «креативным классом», «хипстерами», «средним классом» и много как ещё, кто разделял свою идеологию «западных ценностей» (которая, конечно, довольно сильно отличается от оригинальных западных ценностей) стал ещё недоступнее из-за изменений валютных курсов. Таких символических предметов много, они постоянно сменяют друг друга. Скажем, до смартфонов Apple в среде российских предпринимателей существовала повальная мода на телефоны BlackBerry. Случаи, когда компания полностью реализовывала потенциал этого аппарата, развертывала Blackberry Enterprise Server, например, были единичными. Т.е., как и в случае с айфоном, «блекбери» был сугубо символическим аппаратом.

Но айфон охватил значительно большую аудиторию. Впервые за много лет один и тот же телефон был у руководителя, у его шофёра и у его секретаря. В случае последних иногда требовалось отдать за него семьдесят процентов своей месячной зарплаты, но эта цена считалась приемлемой для получения символического знака принадлежности.

Говорить так много о гаджете связи было бы лишним, если бы гибель этого символа не служила маркером куда более серьезного кризиса. Сегодняшняя экономическая ситуация разрушает систему знаков сторонников «европейских ценностей», и пока неясно, какая новая система придет ей на смену. Будущее готовит нам сложносочиненный кризис, который будет включать в себя полное разрушение текущей культуры потребления, разрыв семиотических связей, кризис форм выражения.

Разрушительные последствия этого кризиса пока ещё для нас незаметны – как для обычных граждан, так и для сторонников «западных ценностей». У людей ещё осталась относительно новая одежда и не успевшая устареть техника. Теплая осень две тысячи пятнадцатого года, когда продавцы очищают склады от иностранных товаров, давая на них огромные скидки, может даже создавать иллюзию изобилия.

Но поездки в европейские аутлеты за стоковыми платьями и костюмами скоро станут значительно более редким явлением. Цена рубля, банкротство «Трансаэро» с её дешевыми авиабилетами и т.д.– всё это переводит обычные практики бывшей «России айфона» в разряд невозможных. Через полтора или два года, когда устаревание телефонов, автомобилей, компьютеров, одежды станет очевидным, эта ситуация проявится куда более явно.

И тогда можно предсказать два совершенно противоположных сценария, к которым мы должны быть готовы. Первый – потребительский спад. Именно на этот сценарий сделал ставку в своем теперь уже знаменитом выступлении глава ВТБ Андрей Костин, когда отметил бессмысленность кредитования малого и среднего предпринимательства. Второй сценарий – кредитный бум. В этой ситуации мы столкнемся с сохранением уровня потребления текущего момента, но образовавшуюся пропасть в доходах наши соотечественники будут забрасывать деньгами, взятыми в кредит по высоким ставкам.

Можно предположить, что тот и другой сценарии одинаково неудобны для экономики. Например, в первом случае банковский сектор сталкивается с невозвратными долгами предпринимателей, во втором – потребителей.

Но в любом случае, всегда лучше жить и тратить по средствам, и тут «Россия айфона» оказывается перед серьезным административным и экономическим вызовом, когда её преимущество в образовании, социальном положении и связности может быть реализовано в производстве.

Грядущий кризис уже не оставит места для молодых людей, которые шьют отечественные штучные странные платья по ценам, сопоставимым с ценами лучших модельных домов Европы или делают дизайнерские чехлы для телефонов. Необходим качественный переход к массовым проектам производства качественных российских продуктов, которые могли бы стать символами «западных ценностей». И это большая и тяжелая задача.

Даже за последние десять лет у нас так и не появилась культура не потребления, а производства потребительских вещей для среднего класса. Россия освоила изготовление предметов премиум-сегмента и унаследовала массовое дешевое производство, но «средний», наиболее идеологический на самом деле, уровень потребительского рынка лишен российских товаров.

Общественный запрос о необходимости строительства несырьевой инфраструктуры очевиден и должен озвучиваться регулярно – Минпромторгу в частности и Правительству вообще. Такой же запрос существует и к структурам, отвечающим за информационную политику – необходимо аргументированно объяснять, что в России можно зарабатывать честно. В конце концов, на каждого сырьевого долларового миллиардера найдется долларовый миллионер, построивший свою компанию в последние 10 – 20 лет и об этом можно говорить. Но главное требование – к самим носителям культуры айфона, которым представился шанс проявить свои лучшие предпринимательские качества.

Антон Мау специально для «Актуальных комментариев»
24 Ноября 2016 Экономика  Россиян переводят на безнал После 2018 года россияне не смогут оплачивать крупные покупки наличными. Таким образом Минфин собирается бороться с нелегальным оборотом денежных средств. На данный момент в России нет соответствующей платежной инфраструктуры. 23 Ноября 2016 Экономика  Власти обсуждают пенсионный возраст Согласно презентации главы ПФР Антона Дроздова, власти приступили к обсуждению постепенного повышения пенсионного возраста. Пенсионный фонд России опроверг эту информацию. Эксперты считают, что повышение пенсионного возраста неизбежно. 22 Ноября 2016 Экономика  В России стало меньше миллионеров Российские домохозяйства за год стали беднее на 14,4%. Таковы результаты исследования о динамике уровня благосостояния во всем мире, опубликованные исследовательским подразделением швейцарского банка Credit Suisse.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".