Статья
1680 21 ноября 2016 9:08

Между клептократией и failed state

21 ноября отмечается очередная годовщина Евромайдана.

Спустя три года после тех событий украинская государственность продолжает находиться в зоне риска. Едва начавшееся движение в сторону европейской модели развития не является предопределенным и может быть обращено вспять как в случае сохранения правящей командой контроля над основными рычагами управления, так и в результате прихода к власти разнородной оппозиции, большинство представителей которой являются олицетворением коррупции «старого режима».

Несмотря на достигнутый прогресс в проведении нескольких реформ (прежде всего следует отметить реформу полиции и госзакупок, а также создание сравнительно боеспособных вооруженных сил), украинское государство по своей сути остается олигархической постсоветской клептократией. До государственного переворота 22 февраля 2014 года стабильность режима основывалась на полном отсутствии внешних угроз и на негласном внутриэлитном консенсусе относительно распределения коррупционной ренты среди основных олигархических группировок, который разделяли все политические силы страны вне зависимости от своей идеологической ориентации. Победа Евромайдана на передний план вывела фактор внешней угрозы. Теперь последний часто служит оправданием для торможения реформ и наметившегося процесса консолидации власти в руках президента и его ближайшего окружения.

Анализ ключевых параметров, приоритетных с точки зрения оценки состоятельности государства, позволяет сделать вывод, что за последние три года перспективы для Украины в этом смысле ухудшились или продолжают ухудшаться.

Угроза развития внутриэлитного конфликта демонстрирует тенденцию к усилению. Как и их предшественники по первой Оранжевой революции, сторонники европейской интеграции оказались не в состоянии сформировать прочную и долгосрочную коалицию на основании компромиссной программы проведения реформ. Бывшие союзники постепенно превратились во врагов. Коалиция «Европейская Украина» в Верховной Раде, некогда состоявшая из пяти партий, на 2016 год сократилась до двух. В условиях сохраняющейся угрозы возобновления военного конфликта на востоке страны оппозиция президенту Порошенко открыто выступает за проведение досрочных парламентских выборов, а затем и выборов главы государства. Единство правящей команды (Порошенко-Гройсман-Парубий-Яценюк-Аваков-Турчинов) также носит хрупкий характер. Досрочные парламентские выборы, если они состоятся, по всей видимости, приведут к разрушению и этого союза. В кризисной ситуации президент Порошенко может решить сосредоточить власть в своих руках и вернуться к авторитарной системе управления. Более того, есть основания полагать, что в случае политического кризиса игроки в украинском внутриполитическом поле могут поставить интересы борьбы за власть выше интересов выживания страны как суверенного государства.

Внешнеполитическая конъюнктура также значительно ухудшилась. Вероятность начала прямого военного конфликта с Россией не ушла с повестки дня. Исход этого конфликта может обернуться прекращением украинской государственности в нынешнем виде. При этом, в случае его начала, Киеву, скорее всего, придется решать свои проблемы в одиночестве. Украина в настоящий момент не располагает никакими гарантиями безопасности и суверенитета со стороны Запада. Вопрос об интеграции Киева в ЕС и НАТО обсуждается лишь как отдаленная и неопределенная перспектива. У Киева фактически не осталось союзников и на постсоветском пространстве. Соседняя Белоруссия застыла в ожидании того, каким образом Украина выйдет из конфликта в Донбассе.

Внутри Украины угрозы обострения конфликтов между центром и регионами и роста сепаратистских настроений сохраняются. После ухода Крыма и потери части Донецкой и Луганской областей вспышки сепаратизма наблюдались во множестве регионов – в Харьковской, Одесской, Днепропетровской, Львовской, Николаевской, Запорожской и Закарпатской областях. Как и в 2014 году, конкурирующие политические группировки могут использовать лозунги автономии и борьбы за права регионов для борьбы за власть. Вероятность такого сценария особенно возрастает в случае начала политического кризиса.

Перспективы роста социально-политической нестабильности по сравнению с 2013 годом увеличились и продолжают увеличиваться. Экономический кризис и реализация программы МВФ ударили по карманам подавляющего числа населения. Рост тарифов (за 2016 года они повышались уже три раза) создал условия для начала массовых социальных протестов по всей стране. Дефицит позитивных результатов действий власти на фоне изначально завышенных ожиданий от эффекта реформ стал причиной тотального разочарования во всей правящей элите. В результате риски социального давления на власть, если экономический рост не начнет компенсировать увеличение денежных поборов с граждан, могут сохраняться до конца десятилетия и за его пределами. Социальным недовольством, в свою очередь, могут воспользоваться разномастные радикалы и популисты.

Перспективы экономического роста также следует признать все еще туманными. Экономический кризис остается главной проблемой украинской власти. Технически рецессия прекратилась осенью 2015 года. Однако с тех пор темпы роста экономики едва перешагнули планку в 1%, в то время как Украина нуждается в темпах роста в 5-7%, чтобы начать догонять по уровню жизни своих соседей. Причина низкого роста кроется не только в дефиците реформ. Благодаря политике властей возможности для возобновления роста сузились. Торговая война и обмен санкциями с главным партнером Россией обрекает Украину на медленное восстановление. Торговля с Евросоюзом и странами Азии пока не в состоянии восполнить потери главного российского рынка.

В итоге нерешенные гражданские конфликты внутри страны, экономика, у которой не получается преодолеть низкие темпы роста, и несоответствие правящей элиты тем задачам, которые стоят перед страной, могут привести к тому, что в среднесрочной перспективе Украина либо консервируется в состоянии слегка модернизированной авторитарной клептократии, либо деградирует в направлении failed state со всеми вытекающими последствиями. Чтобы избежать этого пессимистичного сценария, украинской элите придется основательно пересмотреть свою долгосрочную стратегию выживания в самое ближайшее время.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  
____________

Читайте также:
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".