Статья
9136 30 Мая 2019 12:18

Мнимая отставка: как организовали информационную кампанию против Суркова

Мнимая отставка: как организовали информационную кампанию против Суркова
Фото: kremlin.ru

Как работают фабрики и каналы по распространению фейковых новостей можно понять, проанализировав прошедшую на днях кампанию в телеграм-каналах и электронных СМИ вокруг выдуманного «заявления Владислава Суркова об отставке».

«Актуальные комментарии» проанализировали, как распространялись слухи, и кто был их главным инициатором.

Первые сообщения о якобы уходе помощника президента Путина со своего поста появились в самый «подходящий» для этого момент — вечер пятницы.

24 мая

18:39 — Политолог Леонид Давыдов первым сообщает о том, что Сурков написал заявление об уходе: «Новости глубинного народа: злые языки говорят, что Владислав Сурков написал заявление», — написал он в своем телеграм-канале «Давыдов.Индекс». Интересно, что Давыдов входит в группу политтехнологов, тесно связанных с бывшим сотрудником Управления внутренней политики Константином Костиным, который, в свою очередь, после ухода Суркова из Администрации президента в 2011 году вошел в ближний круг нынешнего спикера Госдумы Вячеслава Володина.

20:39 — «Кремлевский безБашенник» репостит сообщение Давыдова

21:22 — Затем добавляет от себя, что должность Суркова будет трансформирована, а новым помощником президента станет Михаил Бабич: «С обновлённым функционалом (в частности, будут расширены задачи экономической интеграции, усилен блок развития промышленности и т.д.) к работе готовится приступить Михаил Бабич, который будет работать „в связке“ с вице-премьером Дмитрием Козаком...», — написал автор канала.

Затем включается тяжелая артиллерия.

21:27 — Об отставке Суркова пишет один из самых популярных телеграм-каналов — «Незыгарь»: «Сурков написал заявление об отставке». Это сообщение попало в топ-5 самых просматриваемых за неделю, его увидели 180,8 тысяч человек.

21:30 — Появляется первое сообщение об отставке Суркова в СМИ (спустя 3 минуты после сообщения «Незыгаря»), его публикует сайт «Русская Весна» — «Сурков написал заявление об отставке, — источник».

21:33 — Украинский «Обозреватель» со ссылкой уже на «Незыгаря», а также на канал «Это „ДНР“, детка!» («Незыгарь» делал репост оттуда) публикует статью «Болен? Помощник Путина по Донбассу подал в отставку» о том, что Сурков уходит в отставку по состоянию здоровья.

Тут интересна синхронная работа украинских СМИ, верифицировавших информацию российских «сливных бачков».

Сообщения «Незыгаря» распространяют авторы каналов «Пяр во время чумы» (21:28), «Акитилоп» (21:32) Ксения Собчак (22:11). Тот факт, что «Пяр» репостнул текст «Незыгаря» через одну минуту после публикации явно указывает на спланированность вброса.

21:41 «Небожена» скептически относится к новостям об отставке Суркова: «Сижу, думаю. Когда уже пойдут слухи, что Сурков ушёл в отставку, чтобы выдвинуться в губернаторы Петербурга? Медведев был уже кандидатом, Козак, Миллер.

22:04 — «Беспощадный пиарщик» сомневается в достоверности информации: «Пятница-вечер, девочки, самое время. Классика коммуникаций».

22:05 — «Антиглянец» делает репост «Незыгаря» с комментарием: «Мы не пишем про политику, но да, это правда — нам лично подтвердили. Ушла эпоха. Ждем от Владислава Юрьевича песен, стихов и других уже сугубо творческих проектов».

22:20 — «Politeka» уже со ссылкой на «Обозревателя» публикует статью «Кремль сотрясла громкая отставка, ситуация на Донбассе изменится: „документ уже подписан“». Таким образом, вброс, запущенный в телеграм-каналах, начал вращаться в СМИ без привязки к первоисточникам.

22:26 — «Старая площадь» сомневается в том, что Сурков уходит из политики: «Сурков уходит. По сути, он ушёл ещё в 2011 году. Но если кто-то считает, что это всё, то он плохо понимает страну, её настоящее и будущее. Этот человек сыграет одну из главных ролей в нашем транзите. И все ваши панегирики и похоронные марши (и даже анонимные) весьма поспешны», — пишет автор.

22:57 — Автор канала «Постправда» пишет: «НЕЗЫГАРЬ сообщает, что Владислав Сурков написал заявление об отставке. По слухам заявление было написано еще в конце февраля и Владимир Путин тогда не стал его подписывать. На место Суркова российские, украинские и „донецкие“ анонимные телеграмм-каналы активно „сватают“ любителя дорогих часов и не одних Михаила Бабича».

23:27 Он же добавляет: «Сурков — манипулятор и дипломат, умеет в стратегию. Бабич — прямолинеен и по-военному резок, не думает о последствиях. Посмотрим еще кто в итоге окажется „сбитым летчиком“».

23:36 — Политолог Алексей Чеснаков, которого называют советником Суркова, опровергает эту информацию: «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер пятницы у ох...ших от бессмысленности собственного существования политолухов и политоборзевателей начинается резкое возбуждение. Проносится слух: „Сурков написал заявление об отставке“! С ужасом они строчат смски и вопросы в вотсапах всем кто когда-нибудь присутствовал у Владислава Юрьевича на совещаниях за последние 19 лет. Получив негативный ответ они немедленно успокаиваются. Наутро просыпаются молчаливыми, но совершенно спокойными и здоровыми. Их исколотая память затихает, и до следующего полнолуния политолухов не потревожит никто. Спокойной ночи!», — написал он в своем телеграм-канале.

23:54 — «Незыгарь» начинает раскручивать тему за счет репостов тематических и малоизвестных телеграм-каналов: «НЕЗЫГАРЬ не написал главного. Сурков уходит по состоянию здоровья. Причина ухудшения здоровья состоит в острой наркотической зависимости», — пишет канал «Это ДНР, детка!». Примечательно, что репост «Незыгаря» следует через одну минуту после публикации первоисточника. Точно так же «Пяр во время чумы» репостил «Незыгаря».

25 мая

00:14 — К обсуждению темы подключаются уже крупные украинские СМИ. Znaj.ua публикует текст «Куратор убийц украинцев на Донбассе Сурков ушел в отставку, — СМИ». И снова, информация подается от СМИ (чтобы повысить ее авторитетность), правда, таковыми авторы считают телеграм-каналы «Незыгарь» и «Кремлевский безБашенник».

00:29 — «Реал» публикует тест «Помощник Путина Сурков подал в отставку», в котором он ссылается на сообщение «Незыгаря».

1:02 — Главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов (aavst) усиливает запущенный слух «эксклюзивной» информацией о том, что Бабича готовили именно на эту область: «Про отставку Суркова ничего не знаю, но то, что Бабича готовили на направление ДНР/ЛНР — это точно».

2:11 — «Факты и комментарии» републикует статью Znaj.ua «„Куратор“ российских боевиков на Донбассе Сурков уволился, — СМИ».

7:15 — URA.RU публикует новость «Собчак заявила об отставке Суркова», в которой ссылается на комментарий Собчак, которая сделала репост сообщения «Незыгаря». Технология деанонимизации источника вброса также направлена на то, чтобы повысить его значимость. Собчак знает гораздо большее количество людей, чем «Незыгаря».

7:20 — украинское «Зеркало Недели» публикует статью «Одиозный российский куратор „ЛДНР“ Владислав Сурков ушел в отставку», в которой ссылается на «Незыгаря».

7:55 — «Нардеп.org.ua» публикует статью «Помощник Путина Сурков ушел в отставку». Издание как и URA.RU ссылается на Собчак.

8:31 — «Пяр во время чумы» публикует большой пост, в котором пытается объяснить, почему Сурков должен уйти в отставку. Начинает работать новая тема нужная организаторам вброса.

9:47 — К теме подключается «Караульный», до этого репостов от него не было. Он опубликовал текст из канала «ПолитГид»: «Говорят, что место Суркова займёт экс-посол в Белоруссии Михаил Бабич (мы о нём писали). С чем связана отставка? Неизвестно наверняка. Возможно, цели России по украинскому направлению изменились. Звоночки были были ещё в прошлом году, когда управление Суркова реорганизовали. Однако официальной инфы нет. Политолог Алексей Чеснаков, который близок к Суркову, намекнул, что всё обман и провокация».

10:09 — «Завтра.ру» публикует статью «Сурков написал заявление об отставке». В статье авторы ссылаются на каналы «Незыгарь», «Антиглянец», «Давыдов.Индекс», «Кремлевский безБашенник».

10:28 — «#Буквы» публикует статью «Уполномоченный РФ по вопросам Донбасса Сурков уволился, — СМИ», в которой также ссылается на «Незыгаря».

10:29 — «Replyua.net» публикует текст «Стало известно имя нового куратора „Л/ДНР“ вместо Суркова», в котором дается ссылка на «Незыгаря».

10:33 — «Трибун» размещает статью «Соцсети: „Куратор“ оккупированного Донбасса Сурков ушел в отставку» со ссылкой на «Незыгаря». В статье также дается ссылка на телеграм-канал «Это ДНР, детка!».
10:48, 10:51, 11:38 — «Кремлевский безБашенник» делает репосты записей каналов «Пяр во время чумы» и «Политрук 2.0», а также публикует собственный пост, в котором еще раз напоминает, что на место Суркова претендует Бабич.

11:45 — «ЧасПик» размещает статью «Сурков ушел в отставку: названо имя преемника куратора „Л/ДНР“». Авторы ссылаются на «Незыгаря» и «Кремлевского безБашенника».

11:55 — «Майор и Генерал» сообщает о том, что президент якобы подписал заявление Суркова на увольнение по состоянию здоровья.

12:09 — «News Front» размещает текст «Информация об отставке Суркова оказалась фейком», в котором авторы ссылаются на проект «WarGonzo».

12:15 — «Обозреватель» публикует еще одну статью по теме «„Еще не финал!“ Уход Суркова с Донбасса оброс новыми подробностями». При этом авторы берут кусок поста из канала «Пяр во время чумы!», в котором тот связывает Суркова с российскими и украинскими крупными компаниями, а также говорит, что его аппарат расформирован. Также в статье дается ссылка на Алексея Чеснакова, который «намекнул, что все это якобы обман и провокация и он остается на своем посту». В статье также дается ссылка на пост Алексея Венедиктова. Организаторам нужно как-то объясняться в условиях, когда новость не подтверждается, а тему нужно еще продержать в информационном поле.

14:23 — «Медиакиллер» раскрывает автора канала «Это ДНР, детка!», которого репостил «Незыгарь»: «Автор канала „Это ДНР, детка“, который репостит Незыгарь — Константин Долгов, которого выкинули из ДНР ещё при Захарченко. Он обиделся на Суркова, потому что тот ещё в 2016 году перестал давать ему 2 тысячи долларов в месяц на его „креативы“, не сработался он тогда и с советником Главы ДНР Сашей Казаковым. За мелкое крысятничество был уволен».

14:42 — Politeka публикует статью «Отставка Суркова обрастает подробностями: „главный враг“ Путина внезапно заговорил». В новом тексте авторы ссылаются на пост Собчак, а также заявления юриста Марка Фейгина.

14:52 — «Незыгарь» репостит текст из канала «Пяр во время чумы», который был опубликован в 8:31.

15:01 — «Незыгарь» репостит текст из канала «Штрих из ДНР», на который подписано 373 человека. Первоисточник опубликовал в 10:28.

15:06 — Диалог.UA публикует текст «Вычеркивать еще очень рано: отставка Суркова с Донбасса обросла громкими подробностями». Фактически это калька текста «Обозревателя» от 12:15.

15:21 — Очередные сомнения в подлинности заявлений «Незыгаря» высказывает «Небожена»: «Кликуша Незыгарь в очередной раз пытается похоронить кого-нибудь из российского истеблишмента. На этот раз взялся за Славу», — пишет автор канала.

16:12 — Независимое бюро новостей публикует текст «Уход Суркова с украинского направления: появились подробности» — снова калька материала «Обозревателя» от 12:15.

16:08 — «Ридус» публикует текст «Фейки недели: Михалков рассказал о вытащенном из него девятиметровом черве». Отставка Суркова в нем фигурирует как один из фейков. В качестве основных акторов, раскручивавших фейк, авторы статьи назвали Собчак, «Незыгаря» и «Майора и Генерала».

17:05 — «Фраза» публикует текст «Вместо Суркова курировать „ЛДНР“ будет выходец из ГРУ, ‒ СМИ», в котором авторы ссылаются на текст издания «Сегодня».

17:42 — Pravda.ru размещает текст «В Сети распространяют слухи об отставке Суркова с поста помощника президента РФ». В СМИ ссылаются на Собчак как гаранта достоверности информации, а в качестве источника, который опроверг ее становится автор телеграм-канала «WarGonzo» Семен Пегов.

17:47 — «Sadow policy» связывает уход Суркова с потенциально возможной военной кампанией в Иране.

18:36 — «Кремлевский безБашенник» делает репост по теме отставки Суркова из канала «Донецк Donbass».

19:25 — «Четыре пера» размещает текст: «„Незыгарь“: помощник президента Владислав Сурков написал заявление об отставке», в котором авторы также ссылаются на «Кремлевского безБашенника», Собчак и Венедиктова.

21:43 — «Народная правда» публикует текст «Стал заложником: в сети раскрыли подробности отставки Суркова», в котором дается ссылка на «Незыгаря».

26 мая

7:20 — «Факты и комментарии» размещает текст «Стало известно о „прощальном“ визите Суркова в оккупированный Донецк». В нем сообщается, что «В Донецк приезжал теперь уже бывший куратор ЛДНР, помощник Владимира Путина Владислав Сурков. Об этом в соцсети сообщил блогер Фашик Донецкий».

8:15 — «Диалог.UA» публикует текст «Назначение Бабича куратором „Л/ДНР“: источник рассказал, что задумал Путин для „республик“, грядут перемены». В статье авторы ссылаются на радиоэфир Венедиктова на станции «Эхо Москвы». «У меня нет никаких (подтверждений) от знающих людей, что решение принято», — сообщил главный редактор. В эфире он продолжил мысль, которую зафиксировал в своем телеграм-канале: „«Его знакомили с определенными досье. Его готовят. Поэтому не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра Бабич будет заниматься „ДНР“ и „ЛНР“ в новых условиях. Это факт!» — заверил Венедиктов. «Бабича Путин считает эффективным, а на самом деле он негибкий и это мягко (сказано). Негибкий! Видимо, задача поставить туда человека негибкого. Путин понимает, что он негибкий... Уже понятно, что решение по „ДНР“ и „ЛНР“ будет конфронтационное, потому что Бабич — человек-конфронтация. Сурков тоже человек конфронтации, но стилистически он предпочтет обмануть, а не ударить. Бабич наоборот», — поделился информацией главред «Эхо Москвы».

11:27 — «Кремлевский безБашенник» делает репост из канала «Разведчик». Суть поста — Украину ждут глобальные перемены, а отставка Суркова зависит от Путина.

11:43 — «Кремлевский безБашенник» делает подборку публикаций СМИ, в которых сослались на него. Почти все из них — про отставку Суркова. Серьезные СМИ об отставке не написали.
15:12 — «Незыгарь» делает репост из канала «ГиперЛупа», на который подписано 166 человек.

17:10 — «Народная правда» публикует статью «Отставка Суркова: в сети предупредили о серьезной опасности для Украины». Тема отставки Суркова разгоняется при помощи инициирования дискуссии вокруг темы. Авторы ссылаются на текст LJ блогера «Злой Одессит».

27 мая

7:12 — Republic публикует колонку Олега Кашина, который анализирует слухи об отставке Суркова. Еще одного «журналиста» включают в кампанию для поддержания темы.

9:00 — «Комсомольская правда» публикует интервью «„Это неправда“: политолог прокомментировал слухи о возможной отставке Владислава Суркова», в котором Алексей Чеснаков опровергает информацию об отставке Суркова.

9:00 — «Выпускайте Кракена!» со ссылкой на источник, близкий к Бабичу опровергает слухи о его назначении на место Суркова: «Источник, знакомый с планами бывшего посла РФ в РБ Михаила Бабича, опроверг информацию о его якобы назначении куратором ЛДНР и Украины. „Таких планов нет“, — утверждает источник. Он сообщил также, что господин Бабич огорчен поднятой в Сети шумихой и считает использование его имени провокацией, которая, по его мнению, направлена на дестабилизацию сложившейся системы работы. По его словам, Бабич убежден, что это вброс украинских спецслужб, желающих ослабить позиции России в регионе. Другой источник, близкий к АП РФ, уточняет, что Бабичу действительно предложили различные варианты трудоустройства, но среди них нет ни одного прямо или хотя бы косвенно связанного с Украиной или Донбассом», — пишет автор.

9:12 — «Караульный» репостит текст, опубликованный на канале «Выпускайте Кракена!».

9:30 — «Ortega» ссылается на интервью Алексея Чеснакова, в котором дается опровержение слухам об отставке Суркова.

9:43: — «Во мрак!» пишет: «Отставки В.Ю. Суркова не будет, расходимся».

9:48 — «Выборный» со ссылкой на интервью Алексея Чеснакова, в котором дается опровержение отставки Суркова, пишет, что «в истории можно ставить точку».

9:49 — «Борода вещает» ссылается на интервью Чеснакова, также указывает на то, что в истории можно ставить точку.

9:51 — URA.RU делает публикацию на основе интервью Чеснакова — «Политолог ответил на слухи об отставке Суркова».

10:28 — «dnr_live» ссылается на интервью Чеснакова.

11:15 — «ЪFM. Мнения и новости» Журналист Дмитрий Дризе присоединяется к Кашину и «Пяру», настаивая на том, что отставка Суркова «давно назрела», а также обвиняет в запуске слухов самого политика: «История с отставкой — то ли ушел, то ли нет — вполне в духе Владислава Суркова. Попытка привлечь к себе внимание или что-то кому-то доказать, нагнать неопределённости».

11:32 — «Незыгарь» пишет: «Отставка Суркова давно назрела».

11:36 — «Пяр во время Чумы» критикует интервью Алексея Чеснакова, опубликованное в «Комсомольской правде», в нем политолог опровергает слухи об отставке Суркова.

11:38 — «Совет по внешней и оборонной политике» ссылается на интервью Чеснакова об отставке Суркова.

11:50 — «Постправда» пишет: «Камрад, вы уж определитесь „подал в отставку“ или „назрела“? Через пару дней напишите „когда-нибудь обязательно случится“?».

11:55 — «НеВротик» критикует «Незыгаря» за неверную информацию: «О перспективах Суркова после сдутия пустопорожнего гвалта. Есть, коллеги, более точный прогноз: Сурков не бессмертен и когда-нибудь помрёт. Ждите безошибочных сенсационных инсайдов на волнах Незыгаря», — написал он.

12:32 — ТАСС публикует комментарий Пескова — «В Кремле не подтвердили отставку Суркова». «Пока исходите из того, что никаких указов [об отставке Суркова] мы не выпускали», — сказал журналистам пресс-секретарь.

12:56 — «Кремлевский безБашенник» репостит текст Дризе от 11:15.

12:10 — «Кремлевский безБашенник» делает репост из канала «@chernovik.net». В нем авторы дискутируют на тему того, может ли Сурков стать главой Дагестана.

12:25 — «@chernovik.net» делает подборку версий разных авторов относительно того, где может дальше работать Сурков.

13:02 — «Цензуры.Нет» публикует текст «Слухи об отставке Суркова опроверг политолог» (интервью Чеснакова).

13:12 — «НЕЗЫГАРЬ Brief» сообщает о заявлении Пескова о том, что никаких решение по Суркову не было.

13:13 — «WarGonzo» репостит сообщение новостного канала «Незыгаря», добавляя: «Что в общем и требовалось доказать. Ничего определённого по сурковской отставке по-прежнему нет. Даже если он и собирается уходить в ближайшей перспективе, то вдвойне любопытно — кем и зачем был организован информационный вброс?»

14:03 — «Темник» публикует заявления Пескова и Чеснакова. Песков назвал информацию об отставке Суркова «кадровыми слухами», а Кремль их не комментирует.

16:39 — «Кремлевский безБашенник» продолжает развивать тему якобы назначения Суркова на пост главы Дагестана.

18:58 — «Байки из Спасской Башни» публикуют одну из последних фотографий Суркова с комментарием: «Ну вот смотрим на свежую фотку Суркова — ну, честно говоря на больного не сильно похож. Бодрый вроде такой. Внимательный..».

19:31: — «Мышь в овощном» отмечает проблемы кампании против Суркова: «Как-то всё это еще менее аккуратно выглядит, чем „отправление в отставку Матвиенко“. Куда так торопятся люди? Наверное хотят, чтобы под них быстрее освободили места. Суета сует. Всё суета...».

19:43 — «Научно-образовательная политика» присоединяется к обсуждению перспектив назначения Суркова в Дагестан.

20:13 — Канал «С „ЛЕЙКОЙ“ И С БЛОКНОТОМ (Военные журналисты)» делает репост из канала «Байки из Спасской Башни» с фотографией Суркова.

19:44, 19:52, 19:52, 20:12 — серия репостов от «Кремлевского безБашенника» по теме.

22:37: «ДВУГЛАВ» пишет: «Есть у меня ощущение, что в ближайшее время Сурков никуда не уйдет..»

Заключение

Информационная кампания была тщательно спланирована и была инициирована сначала в популярных политических телеграм-каналах и параллельно продвигалась через СМИ. Авторитетность вбросу добавлялась за счет более известных и неанонимных авторов: Ксении Собчак, Алексея Венедиктова и Дмитрия Дризе. Причем последние явно сознательно распространяют фейки, а не подхватывают хайп.

Первая публикация в СМИ происходит всего лишь спустя 3 минуты после сообщения «Незыгаря». Примечательно, что уже через 2-3 публикации пропадают первоисточники информации и вброс распространяется уже как «информация от СМИ». В основном об отставке пишут украинские медиа.

Параллельно с раскручиванием вброса в СМИ происходит распространение информации через каналы-сателлиты «Незыгаря»: «Пяр во время чумы» и «Кремлевский безБашенник» (отметился наибольшим числом постов по теме).

Для публикации некоторых постов сетка «Незыгаря» использует небольшие телеграм-каналы, из которых делаются репосты. Во-первых, инициаторы кампании за счет такого метода вбрасывают наиболее грязные «факты» (якобы о болезни Суркова), во-вторых, создают эффект вовлеченности большого числа авторов в процесс.

Постепенно к обсуждению темы подключаются остальные телеграм-каналы, так как она оказывается одной из самых громких в период 24-27 мая.

После публикации опровержений от Алексея Чеснакова и Дмитрия Пескова в серьезных изданиях (утро 27 мая) инициаторы кампании пытаются нивелировать репутационные потери, «Незыгарь» пишет короткий пост: «Отставка Суркова давно назрела», за счет которого он пытается снять с себя ответственность, его сателлиты дают более развернутые оправдательные комментарии.

Источники вброса: «Незыгарь», «Давыдов.Индекс».

Легитимация информации (подтверждение обоснованности слухов): Ксения Собчак, Алексей Венедиктов, Дмитрий Дризе.

Основные распространители: «Незыгарь», «Пяр во время чумы», «Кремлевский безБашенник».

Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2019 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".