Статья
2371 22 июля 2010 15:26

Чиновники должны видеть основной смысл своей деятельности в соблюдении и защите прав и свобод человека

Разработан проект Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации.

Данный Кодекс представляет собой общие принципы профессиональной служебной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться госслужащие независимо от занимаемой должности.

«Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к госслужбе в общественном сознании», - говорится в проекте Кодекса, с которым можно будет ознакомиться на официальных сайтах Минздравсоцразвития и кадрового резерва.

В проекте отмечается, что служащие должны исходить из того, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов госвласти и госслужащих.

Они не должны оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам, организациям и должны быть независимыми от какого-либо влияния и исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению своих обязанностей.

«Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и иных общественных объединений», - отмечается в проекте.

Кроме того, госслужащие должны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, а также воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в их объективном исполнении обязанностей, и избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа.

Согласно разработанному документу, государственные служащие не должны использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность органов, организаций и иных лиц при решении вопросов личного характера.

«Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности госслужащего», - отмечается в нем, при этом подчеркивается, что они должны относиться уважительно к деятельности представителей СМИ и оказывать содействие в получении достоверной информации.

В проекте отмечается, что госслужащие призваны: «Воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров гос- и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга».

При этом в документе есть оговорка, что это не касается случаев, когда данная информация необходима для точной передачи сведений либо предусмотрена законодательством РФ, международными договорами и «обычаями делового оборота».

Госслужащий несет ответственность за несанкционированное разглашение конфиденциальной информации, которая стала ему известна в связи с исполнением должностных обязанностей.

В проекте Кодекса оговариваются правила служебного общения и этика поведения госслужащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, по отношению к другим служащим.

В частности, отмечается, что недопустимы «любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка и так далее», пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, угрозы, оскорбительные выражения или реплики.

За нарушения положений Кодекса, отмечается в документе, госслужащий несет моральную ответственность, а также иную, предусмотренную законодательством РФ.

Сотрудники госорганов также должны будут соблюдать требования к антикоррупционному поведению, которые прописаны в разработанном Кодексе этики и служебного поведения госслужащих.

Согласно документу, госслужащему вменяется в обязанность «противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике».

Статья 5 Кодекса целиком посвящена требованиям к антикоррупционному поведению госслужащих. В ней, в частности, указывается, что сотрудник госорганов при исполнении служебных обязанностей «не должен допускать личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов». При назначении на должность он обязан заявить о возможности наличия у него личной заинтересованности, которая может повлиять на исполнение должностных обязанностей.

Согласно документу, госслужащие обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством РФ.

Им также вменяется в обязанность уведомлять начальство, органы прокуратуры или другие госорганы обо всех попытках склонить их к совершению коррупционных правонарушений. Сообщение о таких фактах является должностной обязанностью госслужащего, подчеркивается в документе.

Сотрудники госорганов не в праве получать вознаграждение от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные ими в связи с официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются по акту в госорган, за исключением случаем, установленных российским законодательством.

В целом, как отмечается в проекте Кодекса, госслужащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральное законодательство и не должен допускать «нарушение законов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам».

За нарушение положений Кодекса госслужащий несет моральную ответственность, «а также иную ответственность, в соответствии с законодательством РФ».

По словам руководителя администрации президента РФ Сергея Нарышкина, этот типовой кодекс поведения госслужащих должен являться инструментом профилактики коррупции в рядах госслужащих и повысить эффективность работы государственных служащих, а также задать стандарты антикоррупционного поведения государственных служащих.

Руководитель администрации президента подчеркнул, что разработка такого документа соответствует международным обязательствам России, в частности, конвенциям, к которыми присоединилась Россия.

«Предполагается, что этот кодекс будет принят как типовой, сегодня его проект был одобрен, и на основании типового, модельного проекта каждый орган государственной власти может и должен разработать и принять свой собственный кодекс служебного поведения, который бы учитывал некоторые специфические особенности того или иного органа государственной власти», - сказал глава администрации президента РФ.

При этом он отметил, что Счетная палата и Генпрокуратура такие документы уже разработали и применяют их.

Касаясь вопроса правоприменения этого кодекса, Нарышкин отметил, что, как предполагается, принятый в конкретном государственном органе кодекс служебного поведения войдет в трудовой договор, который работодатель заключает с государственным служащим, нарушение норм служебного поведения будет являться поводом для рассмотрения работодателем вопроса об административных взысканиях, вплоть до увольнения с работы.

«Этот типовой кодекс будет распространяться и на муниципальных служащих», - добавил Сергей Нарышкин.

По его словам, «прежде всего, этот типовой кодекс должен быть окончательно одобрен, это скорее всего состоится в октябре, после доработки, с учетом сегодняшнего обсуждения на заседании Совета по противодействию коррупции под председательством президента РФ».

Отвечая на вопрос о том, в какие сроки будет внедряться этот типовой кодекс, Нарышкин отметил, что речь пойдет об определенном переходном периоде, который будет назван после того, как этот кодекс поведения будет одобрен окончательно.

На вопрос о том, какие антикоррупционные законы могут быть приняты в ближайшее время, руководитель администрации президента ответил, что в настоящее время находится в разработке документ, который касается открытости деятельности государственных органов власти, подчиненных президенту, прежде всего, силовых структур.

«Но этот документ сначала будет обсуждаться на совете при президенте», - уточнил глава администрации.

Поясняя, что именно подразумевает понятие «открытость» деятельности госорганов, Сергей Нарышкин уточнил, что данный документ регулирует, как именно информация должна быть доступна обществу о деятельности данных структур.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".