Статья
4134 16 февраля 2012 10:36

Голикова рассказала о подготовке пенсионной реформы

Готовящаяся реформа пенсионной системы напрямую связана с бюджетной политикой, предпринимая те или иные меры необходимо соблюдать баланс и предвидеть последствия этих мер для населения, сообщила министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова в интервью газете «Ведомости», опубликованном в четверг.

«Мы для себя рассматриваем несколько направлений работы: совершенствование тарифной политики; обязательства и порядок установления обязательств по пенсиям и то, что внутри самой пенсионной системы - льготы, преференции и т. д.», - пояснила Голикова.

Она напомнила о сложности российской пенсионной системы, «во-первых, в плане принятия решений, потому что они затрагивают все население, во-вторых, она влияет на сбалансированность финансовой системы, поэтому очевиден огромный интерес Минфина к тому, чтобы найти пути решения проблемы». Эти пути, полагает министр, не могут быть абсолютно простыми.

«Например, многим кажется очевидной необходимость повышения пенсионного возраста, но мы все понимаем, что это не так просто, как кажется. Некоторые предлагают: а давайте не платить пенсии работающим пенсионерам. Не думаю, что кто-то на это пойдет. А это все факторы, влияющие на сбалансированность», - уточнила она.

Голикова сообщила, что все предложения экспертов обсуждаются, и оценивается, к каким последствиям каждая мера может привести «и для населения, и для бюджета».

«Мы крайне заинтересованы, чтобы зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета была близкой к нулю, потому что каждый раз доказывать, что дефицит должен быть таким-то, а не иным и надо такое-то количество средств, - это достаточно серьезная процедура», - добавила глава Минздравсоцразвития, подчеркнув, что абсолютно все темы чувствительны.

«Если ничего не менять в тарифной политике - вот установили 30% и вообще никаких преобразований не проводим, - то мы будем иметь стабильный до 2050 г. дефицит Пенсионного фонда в 2,5% ВВП, сейчас он чуть меньше, но ненамного. Естественно, с этим достаточно сложно мириться и Минфину, и нам тоже», - цитирует Голикову «Интерфакс».

По словам руководителя ведомства, в настоящее время там рассматривают «вопрос - надо вернуться к 34% или все-таки остановиться на 30%, но поискать какие-то механизмы, чтобы максимально сбалансировать пенсионную систему». «Сейчас рассматриваем варианты, при которых не нужно было бы возвращаться к 34%. В любом случае в ближайшее время в ноль сбалансировать систему невозможно», - добавила Голикова.

По ее словам, когда-нибудь можно будет говорить о нуле, но это невозможно сейчас - потому что мы все равно будем в сложной демографической ситуации.

«Пока дефицит не имеет демографического характера, он складывается: 1) из-за того что мы приняли решение по снижению тарифа; 2) у нас есть накопительная часть пенсии, в которой резервируется определенная часть доходов; 3) мы платим пенсии работающим гражданам; 4) мы платим пенсии всем досрочникам - по так называемым спискам 1 и 2, это вредные производства, где льготный выход на пенсию, но сами компании ничего за это не платят», - указала министр.

Член правительства подчеркнула, что дефицит, который у нас сейчас есть в пенсионной системе, на 80% связан с тем дефицитом, который скрыто существовал в федеральном бюджете, «мы просто его приняли на себя». «Раньше это тонуло где-то в общей части и было незаметно, а теперь стало зримо, заметно и понятно, сколько это стоит для страны», - добавила она.

Что касается выплаты пенсий, то Голикова считает необходимым сделать расчеты будущей пенсии понятными для населения. «Мне представляется, должна быть какая-то очень доходчивая формула, которая понятна всем, в которой заложены понятные критерии - зарплаты, стажа. Чтобы человек мог посчитать, что будет происходить в обозримой перспективе, если он будет получать вот такую-то зарплату», - подчеркнула Татьяна Голикова.

По ее словам, сейчас обсуждается вопрос, не ввести ли стаж напрямую в закон: «Я думаю, эта тема не будет снята с повестки, мы обсуждаем изменение пенсионной формулы и возможное включение в нее трудового стажа».

По мнению министра, пенсионный возраст не является ключевым, если в законодательство вводить институт стажа, потому что стаж и так предопределит, когда ты должен выйти, чтоб получить полную пенсию.

Главное, полагает Голикова, показать человеку, сколько он будет получать в зависимости от отработанного количества времени, с этим связан как раз расчет самой пенсионной формулы.

Руководитель Минздравсоцразвития добавила, что с существующей сейчас формулой не очень согласна, поскольку она очень сложна для человека.

Как уточнила Голикова, повышение пенсионного возраста может, по мнению экспертов, коснуться граждан, родившихся в 1967 г. и позже, и они «должны больше заботиться о стратегии своих накоплений и размере своих будущих пенсий».

«Для тех, кто младше 1967 г., будем говорить не о привычном нам, но нигде законодательно не установленном коэффициенте замещения как соотношении сегодняшней пенсии к сегодняшней средней зарплате по экономике, а как о соотношении уже индивидуальной пенсии к индивидуально установленному заработку. Мы к этому и движемся», - конкретизировала министр.

Голикова констатировала, что вопрос пенсионного возраста активно обсуждается, в том числе и потому, что в 2011 г. к нему прибавили 1,5 года продолжительности жизни при рождении, она составила 70,3 года, а по концепции демографической политики это был 2015 год.

Поэтому все тренды по продолжительности жизни сейчас переоцениваются. И, естественно, когда переоцениваются тренды - встает вопрос пенсионного возраста, отметила глава ведомства.

«В 60 лет на пенсию для мужчин - пока, наверное, здесь возраст трогать не стоит, потому что продолжительность жизни у них недостаточна (64,3 года), чтобы можно было увеличивать пенсионный возраст. Вот по женщинам ставится вопрос, и всеми экспертами ставится (продолжительность жизни женщин при рождении 76,1 лет"» - сообщила она.

Собеседница издания согласна, что повышение возраста не должно произойти единовременно: «Даже в самых смелых экспертных заключениях такого нет: все говорят, что об этом можно было бы подумать лет через пять и если принимать это решение, то поэтапно - как в других странах, повышать по кварталу в год или по полгода в год».

«Если такими растянутыми шагами идти - к 2029 г. женщины по возрасту выхода на пенсию могут сравняться с мужчинами», - констатировала она.
Министр указала на еще один важный аспект пенсионной реформы: «Когда мы говорим о повышении возраста, об изменении стажа - мы должны понимать, на каких рабочих местах люди будут работать. Мы же должны эти места им обеспечить».

По ее словам, в России «сейчас нет такого количества вакансий, чтобы дать всем этим людям возможность работать, в том числе людям, которые работают на очень приличных позициях и хотели бы на них оставаться».

«Поэтому мы снова возвращаемся к тому, что эту проблему надо решать комплексно, ее нельзя решить силами только социального ведомства, это бессмысленно и смешно», - добавила министр.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".