Статья
1457 5 сентября 2012 10:01

Лавров: подъем Сибири и Дальнего Востока - приоритет российского государства

Министр иностранных дел России Сергей Лавров опроверг мнение, что Москва в последнее время отдает приоритет в развитии отношений с азиатскими государствами в ущерб связям с Западом.

«Ни о какой переориентации речи быть не может, потому что мы волею судеб, географии, истории, благодаря деятельности наших предков уже ориентированы и на Запад, и на Восток, и на Юг и на Север», - сказал он на пресс-конференции в среду, передает «Интерфакс».

«В наших интересах использовать геологическое, геополитическое и геоэкономическое положение России максимально, тем более что, как вы знаете, экономический и социальный подъем районов Сибири и Дальнего Востока является одним из приоритетов российского государства», - подчеркнул министр.

В то же время Лавров отметил, что «не идет речь о том, чтобы мы делали все это, забыв про все остальное, что у нас происходит в отношениях с европейскими и южноазиатскими партнерами». 

Министр иностранных дел также заявил, что Россия готова обсуждать вопрос об отмене виз с подавляющим большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

«Республика Корея предложила обсудить проект соглашения об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках наших граждан. Мы готовы к таким переговорам, фактически, с любым государством АТР», - сказал Лавров.

Говоря о мерах, предпринимаемых участницами АТЭС для облегчения визового режима, российский министр заявил, что в рамках этого объединения уже введен упрощенный режим пересечения границ для бизнесменов.

«Обсуждалась и такая идея, которая была выдвинута нашим коллегой из Индонезии, чтобы договориться о более упрощенных процедурах для доставки гуманитарной помощи и для приезда персонала, который занимается ликвидацией последствий. Думаю, что эта идея получит поддержку, и мы согласуем такие договоренности в рамках АТЭС», - отметил глава российской дипломатии.

Комментарии экспертов

Стоит отметить, что в современном мире одним из основных условий успешности экономики является диверсификация поставок и направлений. Ставка на одно направление серьезно снижает возможности для маневра. Прежде всего, по переговорам вокруг цен и стоимости продукции. 

Поэтому большинство крупных игроков все равно делают ставку на несколько рынков сбыта, на несколько внешний торговых партнеров, что серьезно повышает возможности для экономического маневра и снижает риски, связанные с турбулентными явлениями на рынках партнеров. Сам факт наличия альтернативы очень серьезно усиливает переговорные позиции Москвы, например, по вопросу цен на энергоносители или, соответственно, в контексте  экономической экспансии. 

Даже если технологически возможности для какого-то масштабного экспорта на восточном направлении нет, а есть проблемы, связанные с отсутствием транспортной инфраструктуры, сам факт наличия этого канала очень серьезно поднимает роль России. В ближайшее время инфраструктура на направлении Юго-Восточной Азии будет серьезно расширяться. Речь идет о возможном расширении тракта Транссиб, о формировании промышленных и транспортных проектов на Дальнем Востоке, начиная от судостроительного, авиастроительного, автомобилестроительного, заканчивая, например, нефтехимическим производством, возможным с японскими партнерами. Все это свидетельствует о том, что Москва пытается найти альтернативу экономического движения на фоне заметной экономической турбулентности в мире.

Безусловно, Запад и Европа менее склонны допускать Россию к экономическим проектам. До последнего времени, условно говоря, до 2008-2009 годов выход российских инвесторов на европейский рынок, особенно в развивающиеся страны, был заказан. Но экономический кризис заставил Россию пойти на уступки. Очень часто российские бизнес-структуры и те же самые китайцы активно покупают активы, которые в Европе плохо лежат. А сейчас в Европе плохо лежат практически все активы. Китай заходит в автопром, притом достаточно интенсивно. Его компании интересуются транспортной, нефтетранспортной инфраструктурой. Москва осуществляет активную экспансию по покупке нефтепереработки, что было сложно представить еще, условно говоря, три-четыре года назад.

Сейчас основная часть российского экспорта приходится на Европейский союз. Но определенная переориентация происходит. Сейчас доля внешней торговли на китайском направлении, на направлении Юго-Восточной Азии, серьезно увеличивается. Опять же проблема заключается в том, что до сих пор экспорт не высокотехнологичный, то есть в первую очередь речь идет о сырьевой продукции. Проблема заключается не столько в валовой направленности экспорта, проще говоря, по деньгам или по тому, какие товары экспортирует, а по структуре. В современном мире важно не столько направление, сколько уровень переработки продукта, грубо говоря. 

Сырьевая составляющая действительно может активно увеличиваться именно на азиатском направлении. Но пока что проблема заключается в том, что высокотехнологичный экспорт в этом направлении практически не идет. То есть это говорит о том, что пока сотрудничество с наибольшей выгодой происходит именно на европейском направлении. 

К тому же если в Европе есть возможность, например, за счет покупки переработки укрепить свои позиции, повысить добавленную стоимость продукции и получать дополнительную прибыль, выгоду за счет доступа к потребителю, то с Китаем в ближайший год, условно говоря, говорить о том, что можно будет подобраться ближе к потребителю, крайне сложно. Поэтому здесь необходимо иметь в виду не столько направление экспорта, сколько перспективы именно по получению там платформ для внешней экспансии. И здесь пока что с Китаем и с Японией есть определенные сложности, которые Москве необходимо будет решать в ближайшие несколько лет. 

Российская Федерация помимо многих преимуществ, связанных со своей историей, наукой и культурой, имеет очень серьезные преимущества в экономической жизни, связанные с географическим положением. Огромное количество трафиков, например трафиков телекоммуникационных грузов, могут быть значительно удешевлены в том случае, если пути их передачи будут проходить через Россию. Самым главным потоком может стать путь между Азией, Европой и Америкой. Для примера можно сказать, что телекоммуникационный трафик, который сейчас передается через кабели, проложенные через Тихий и Атлантический океаны, в разы длиннее, чем если бы были проложены через Россию.

Все это говорит о том, что у России действительно есть выдающееся преимущество, которое, к сожалению, до сих пор не слишком сильно использовалось, и для чего, конечно, нужны серьезные предпринимательские усилия. Но государство должно поощрять и, самое главное, помогать подобного рода проектам. И в этом смысле говорить о том, что мы как страна должны быть ориентированы четко на Запад или четко на Восток - это просто означало бы загубить на корню значительное количество тех преимуществ, которые, в принципе, достались нам в связи с заслугами наших предков. Буквально всего за четыре поколения наши предки дошли до Тихого океана. Кстати, ничего подобного в мировой истории больше не было. Россия долгое время удерживает эти территории, и пришло время для того, чтобы не просто пользоваться недрами этих территорий, но и с географической точки зрения получать преференции, в том числе и экономические. 

Понятно, что у нас очень быстро развиваются отношения с Китаем, с Южной Кореей, с Сингапуром и с некоторыми другими странами регионов. Понятно, что в связи со вступлением в ВТО у нас в среднесрочной перспективе будут очень серьезные усиления торговых оборотов с Европой и Соединенными Штатами Америки. Более того, некоторые другие политические решения, которые, возможно, будут приняты в Штатах, могут привести к увеличению интенсивности торговли и экономического сотрудничества с этой страной. 

К тому же в связи с тем, что мы вступили в ВТО, у нас многие правила в экономике будут более прозрачны и понятны для западных игроков. Конечно, политическая подоплека часто в экономических решениях имеется, но, тем не менее, учитывая особенности нарастающих проблем мировой экономики, огромному количеству экономических субъектов будет важно найти те ниши, где они могут действительно развивать свой бизнес. И в этом смысле развитие отношений с российскими контрагентами будет для них выгодно. И здесь уже никто не будет думать о политической целесообразности, о мнении правительства. 

При этом, повторяю, было бы странно, если бы мы не думали о возможности каких-то транзитов, а также других преференций, которые у нас появляются в связи с нашим географическим положением и с нашей политической позицией. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".