Статья
2078 26 июня 2015 16:06

Новая конституция Украины срывает Минские соглашения

Петр Порошенко получил от конституционной комиссии текст законопроекта о внесении изменений в конституцию Украины в части децентрализации. По сути, принятие этих поправок будет означать вступление в действие новой, четвертой по счету, конституции этой страны.

Мирные договоренности на грани срыва

Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отмечает, что новые поправки в Конституцию Украины отличаются о тех, что были предложены в прошлом году. «Сохранились ключевые моменты децентрализации - передача прав от глав администрации местным советам. Но президент получает право распустить этот местный совет или даже уволить мэра, если он посчитает, что они нарушают закон или конституцию. Такая норма существовала и прежде, но предполагала немедленное объявление выборов. В этом же варианте в течение года президент устраивает в таком регионе свою власть, назначает временную администрацию. Это позволяет ему зачистить политическое поле», - сказал он «Актуальным комментариям».

Еще более важно, по словам эксперта, то, что этот вариант Конституции игнорирует минские соглашения. «В соответствии с минскими соглашениями надо было предоставлять политически автономный статус Донбассу, отдельным территориям Донецкой и Луганской областей. И это прописано в комплексе мер по реализации минских соглашений. Ничего этого нет в этом проекте конституции, более того, никто с представителями народных республик не советовался. Тем не менее, несмотря на это, Венецианская комиссия дает более или менее позитивную характеристику, абсолютно не обращая внимания на то, что этот вариант абсолютно игнорирует условия минских соглашений», - говорит он.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко также полагает, что Киев не намерен выполнять минские соглашения. «Соблюдение договоренностей – это, по большому счету, ликвидация Украины в сегодняшнем виде. Не будут же они сами себя ликвидировать!», - сказал он «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, можно принять закон о любом особом статусе, а потом не исполнять его. «Все равно идут боевые действия, и они прекращаться не собираются, периодически возникают всякие обострения, какой может быть разговор об особом статусе в условиях войны? Не случайно же первые три пункта минских соглашений предполагают для начала просто окончание боевых действий и развод враждующих сторон. Но до тех пор, пока это не произошло, закон об особом статусе ничего не значит», - говорит он.

Ищенко отмечает, что для начала эти поправки надо внести в конституцию. «Это очень длительный процесс. Не факт, что они вообще будут туда внесены. Потом последовательное соблюдение пунктов минских соглашений. Вначале развод сил, прекращение обстрела, обмен пленными и т.д., а потом законные выборы. Там где-то в конце есть еще контроль над границей. Насколько я знаю, Киев для начала требует контроль над границей, а потом все остальное», - указывает он.

Погребинский полагает, что внесение поправок в конституцию никак не скажется на внутриполитической ситуации в Украине. «Киев сегодня не намерен следовать букве и духу минских соглашений. Просто это лишнее доказательство этого факта. Игнорирование минских соглашений уже не только на уровне президента и украинской власти, но и уже фактически на уровне властного европейского института, который играет роль конституционного европейского суда, я имею в виду Европейскую комиссию, которая тоже это проигнорировала», - сетует он.

По мнению эксперта, минский процесс сейчас «едва живой». «Есть позиция президента и всей его команды: мы будем переговаривать в Минске, в нормандском формате, но для нас не важен результат переговоров. Это называется «запускать дурочку», и так они будут делать столько, сколько смогут. Есть только три вещи, которые могут прекратить это, - изменение позиции Соединенных Штатов, угроза возобновления масштабных военных действий, и это побудит Европу к более жесткой позиции по отношению к Киеву, и, наконец, третье - это угроза дезинтеграции украинского государства с непредсказуемыми последствиями, в том числе для Европы. И пока мы не дошли до этой точки, будет продолжаться то, что мы сегодня имеем», - подчеркивает он.

Странная децентрализация

Директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин считает, что конституционная реформа на Украине движется в неправильном направлении. «Децентрализация происходит очень странным образом. Первоначальный проект я читал, не знаю, до какой степени он сейчас доработан, но, судя по заявлениям коллег, которые работают в Киеве, ситуация осталась неизменной. То есть децентрализация не затрагивает центральную украинскую власть. Полномочия Киева не сокращаются, а значит, децентрализация будет происходить за счет областей и регионов со спуском на добровольно объединяемые территориальные общины», - сказал он «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, в результате возникает такая ситуация, что региональный уровень обесценивается, а мелкие общины окажутся экономически несостоятельными. «Таким образом роль центральной власти возрастает, децентрализация съедает сама себя. Но самое главное - ликвидируются региональные элиты, с которыми раньше Киеву приходилось считаться. То есть наиболее мелкие группы спускаются на уровень какой-нибудь общины, где они будут решать свои особо важные проблемы. Которые посильнее будут выдавлены в киевскую элиту. Но если взять, например, Закарпатскую группу, то судьба их в Киеве никаких радостных перспектив совершенно не вызывает. Они ни на что влиять не будут», - говорит он.

Политические короли и пешки

Стоякин отмечает, что спикер Верховной Рады Владимир Гройсман, возглавляющий конституционную комиссию, не имеет достаточного политического веса, чтобы проводить свою собственную линию. «По состоянию на сегодня, он еще воспринимается и является на практике просто бесплатным приложением к Петру Порошенко, проводя его линию. Надо сказать, достаточно эффективно. Это удачный выбор президента, потому что Гройсман себя в этом качестве проявляет хорошо», - указывает он.

Ищенко также полагает, что Гройсман полностью выполняет волю Порошенко. «Он может десять раз поставить на голосование один и тот же вопрос. Но его полномочия ограничены регламентом. И если Рада будет настаивать на той или иной поправке, он вынужден будет пойти ей на встречу»

Эксперт напоминает, что Венецианская комиссия усилия по децентрализации оценила вроде бы достаточно высоко, но отметила, что не хватает моментов, которые позволяли бы имплементировать минские соглашения, а также рекомендовала убрать из соответствующего раздела конституции перечни регионов. «То есть сейчас в конституции есть законченный перечень областей, включая Севастополь и Автономную Республику Крым, - европейцы порекомендовали это убрать. С точки зрения смысла конституции, если они действительно преследуют целью фактически обнуление роли регионов, то логика в таком предложении европейцев есть. Но вряд ли Киев на это пойдет, потому что для него морально значимо показать, что Украина едина в составе вместе с Крымом, Севастополем и Донбассом», - считает он.

Ищенко напоминает, что первая конституция независимой Украины была принята в 1996 году, до этого действовала конституция УССР. В 2004 году была принята новая конституция 2004 года, но в 2010 году Конституционный суд отменил конституцию 2004 года, и страна вернулась к конституции 1996 года. «В 2014 году Верховная Рада отменила решение Конституционного суда, и страна опять вернулась к конституции 2004 года. «В общем-то, она тоже не совсем действовала, потому что здесь выполняю, здесь ничего не выполняю, а здесь поправки вношу. Поправки будут фактически означать принятие новой конституции, потому что речь идет, по большому счету, (децентрализацией это будет называться или иначе) о федерализации Украины. То есть, по сути дела, должна начать действовать новая Конституция, если она когда-нибудь будет принята», - указывает он.

Три Конституции Украины

Таким образом, с 1991 года на Украине действовало в общей сложности три конституции, причем две из них действовали по два раза.

«Новая конституция Украины – это, по сути, элемент мирного процесса. А чтобы этот процесс пошел, должна закончиться война. Многое будет зависеть от того, где будет проходить линия фронта. Может быть, в Раде будут сидеть уже совершенно другие люди.

Конституционная комиссия приняла и направила на рассмотрение президенту Украины законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины в части децентрализации, сообщает сайт Верховной Рады.

«Мы предприняли первый шаг к историческим изменениям», - заявил председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман в пятницу.

Он выразил убеждение что решения, «составляющие основу этого документа», будут приняты преобладающим большинством голосов депутатов.

При этом спикер отметил, что окончательное решение принимает Порошенко. «Наша функция только консультативно-совещательная», - приводит его слова «Интерфакс-Украина».

Также стало известно, что конституционная комиссия намерена закрепить в переходных положениях измененной конституции действие закона об особом режиме местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

«Вопрос, связанный с 11-м пунктом минских соглашений об особом режиме местного самоуправления, будет предусмотрен в переходных положениях. Там будет сказано, что определяется отдельным законом, как сейчас есть, хотя этот закон несовершенен», – сказал член комиссии Виктор Мусияка.

Материал подготовили Андрей Тихонов, Лина Вискушенко

 

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".