Статья
7393 16 ноября 2017 17:52

Оппозиция рвется в Telegram

Навальный зарегистрировал свой телеграм-канал. Буквально за сутки на него подписалось более 27 тысяч человек, что оказалось, пожалуй, самым успешным стартом на площадке. Зачем Навальный выходит на площадку, в которой так все не любит: инсайды, политтехнологи, конспирология?

Оппозиции здесь нет

Российский политический телеграм — своеобразный феномен наших дней, который еще подлежит объективному осмыслению. Любопытно вспомнить историю создания мессенджера. Дуров «воевал» с Mail.Ru Group и все-таки отказался от своего главного детища «ВКонтакте». Мессенджер создавался Дуровым как своего рода IT-манифест его либеральных ценностей. Telegram с его шифрованными диалогами и зарубежной регистрацией был ответной мерой на то, что происходило тогда с «ВКонтакте».

Вполне логично было бы ожидать в Telegram с его либеральными началами оппозицию — от условного движения «Весна» до радикалов разных сортов. Вместо этого появился «Незыгарь» с его «кремлевскими тайнами», который взорвал политическую повестку: вслед за ним в Telegram хлынули один за другим каналы с похожим конструктом — анонимные или полуанонимые трансляторы политических слухов и инсайдов.
  
К середине 2017 года политический телеграм окончательно превратился в полноценные медиа с общей этикой, системой взглядов и подачей. Полуразговорным тоном в духе «новой искренности» каналы сообщали о скорых отставках губернаторов, заявляли о борьбе между определенными властными группами, пристально следили за оппозицией и критиковали ее.
А что же оппозиция? Оказалось, что аудитории мессенджера оказалось интереснее чувствовать себя причастной к «политическому закулисью» — вернее, ее иллюзии: большинство «инсайдов» этих каналов банально не проходят верификацию. Оппозиция в силу своей удаленности от властных групп не может обладать ценной информацией и даже делать вид, что ей обладает.

Поэтому оппозиция представлена в политическом телеграме скромно и в большинстве случаев неанонимно. В отличие от многотысячных «Незыгаря», «Караульного» и «Мыши в овощном», протестные каналы редко набирают больше пары тысяч подписчиков. На самый крупный канал оппозиции «Протестная Москва» подписаны чуть более 8 тысяч человек. Для сравнения — у «Незыгаря» количество аудитории давно перевалило за 80 тысяч. «Провластных» каналов и в количественном отношении гораздо больше — крупных каналов оппозиции можно всего насчитать от силы три десятка. Различается у двух лагерей политтелеграма и целеполагание. У одних это — «донести инсайд», для других Telegram — это просто еще одна площадка, которая фактически дублирует сообщества «ВКонтакте» и в Facebook с точки зрения контента.

Навальный меняет игру?

С одной стороны, Навальный выбрал правильный момент для того, чтобы «ворваться в игру»: «провластные» телеграм-каналы уже прошли пиковую точку, и их популярность начинает спадать — во всяком случае, политологи уже относятся скептически к их «инсайдам», считая большинство из них откровенными выдумками. Меж тем, число таких каналов растет — растет и число «тайн», соответственно и фейков. Каналы своими заявлениями противоречат друг другу, сбивая читателя с толку — оттого и доверие к ним падает.

На этом фоне появляется Навальный как смысловой антипод — идеологический оппонент, неанонимый — и меньше чем за сутки набирает 25 тысяч подписчиков, не рекламируя этот канал нигде.

С другой стороны, этот количественный успех не должен сбивать с толку. Во-первых, большая часть подписавшихся — это аудитория из других социальных сетей. Имея больше миллиона подписчиков на YouTube и тысячные аудитории в других соцсетях даже при условии отсутствия прямой рекламы с помощью «сарафанного радио» позволят странице личного бренда (речь даже не о конкретной личности Навального) быстро набрать много подписчиков.

Во-вторых, несмотря на заявленный формат «баек от первого лица», контент телеграма Навального, судя по его первым постам, толком не отличается от того, что он пишет в свой блог. История о радушном приеме оппозиционера в подмосковном доме отдыха, обернувшаяся записями с видеокамер, вполне могла появиться в его блоге.

Таким образом, его телеграм обещает не отличаться от его блога — скорее всего, записи будут «делиться» — что-то пойдет в блог, а что-то в телеграм, но концептуально одно от другого отличаться не будут.

Здесь говорят неправду

В последнее время Навальный теряет просмотры на YouTube, людей на митингах и не делает резонансные расследования. Кейс под названием «Я набрал за ночь в Telegram 25 тысяч подписчиков без рекламы» — попытка отметиться в повестке положительным инфоповодом.

Правда, если телеграм действительно ничем не будет отличаться от блога, этот инфоповод будет кратковременным и единственным для канала: плюс одна соцсеть в копилку — и все.
Навальные не раз говорил, что ненавидит «всех этих политтехнологов и политологов с их лживыми инсайдами и прогнозами» и сохранял относительный нейтралитет. Теперь же он выходит на площадку, чтобы попытаться повлиять на повестку телеграма. Но с «правдой», которую Навальный так активно продает на своих площадках, в телеграме все плохо, она просто тонет в тысячах конспирологических теорий и версий, да и особо никому не нужна. Поэтому что-то доказать в телеграме Навальному будет крайне трудно. Для этого он начнет продвигать свои, «правильные» каналы, чтобы показать некую альтернативу. Нечто подобное было сделано с политологами, когда Навальный попытался показать всем плохих и хороших политологов. Естественно, что среди хороших оказались только те, кто не критикует политика.

Делать же какие-то вбросы с персонального телеграм-канала — это тоже довольно опасно, аудитория здесь более искушенная, чем в YouTube, поэтому каждая неточность и промах будет подмечаться и моментально использоваться против Навального.

Навальный постепенно начинает форсировать свою активность, поэтому будет максимально задействовать все возможные источники. Правда, телеграм — это совсем иная площадка, которая с Навальным может сыграть злую шутку.


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".