Статья
7909 3 Апреля 2018 21:23

Почему Париж и Берлин возвращаются к проблеме Донбасса

Как сообщили российские СМИ, в мае лидеры Германии, Франции и Украины планируют провести обсуждение возможной миротворческой миссии в Донбассе. Переговоры пройдут в трехстороннем формате без России. Российские дипломаты дали понять, что их не беспокоит сам факт проведения такого саммита, поскольку вопрос о введении «голубых касок» может быть решен только на площадке Совета безопасности ООН, то есть с участием России.

Согласование мандата миротворческой миссии является главной темой повестки переговорного трека между помощником президента России Владиславом Сурковым и спецпредставителем Госдепа по Украине Куртом Волкером. Пока Москве и Вашингтону не удалость сблизить свои позиции. Американцы не поддерживают предложенный Кремлем «узкий» мандат охранной миссии, в то время как Россия не готова поддерживать предложенный Белым Домом и Киевом «широкий» мандат миротворческой миссии.

Президент Путин раннее указывал на то, что компромисс может быть найден, если миротворческий мандат будет согласовываться Киевом и международными участниками переговоров с представителями республик Донбасса. В таком случае процесс переговоров и его итоговый результат будут рассматриваться как легитимные и в России, и неподконтрольной Украине части Донбасса. Сами представители республик предлагали вынести мандат миротворческой миссии на обсуждение Контактной группы. Однако Соединенные Штаты до сих пор отказываются от этого предложения, видя в этому угрозу легитимации республик в дальнейших переговорах и наталкиваясь на сопротивление украинской стороны.

Германия и Франция не принимали участия в процессе детального обсуждения мандата миссии. В сентябре прошлого года инициатива президента Путина о введении охранной миссии ООН в Донбасс была с энтузиазмом встречена в Берлине и Париже. Канцлер ФРГ даже предложила внести свои правки в проект резолюции, чтобы привести в соответствии географический ареал мандата «голубых касок» с мандатом СММ ОБСЕ в Донбассе. Миссия ООН получила бы право охранять наблюдателей по всей зоне конфликта. Путин поддержал эту идею, и Россия внесла правки в документ.

Однако после этого и Париж, и Берлин добровольно дистанцировались от обсуждения мандата миссии. Отчасти это было связано со сложными парламентскими выборами в Германии, за которыми последовало долгое формирование правящей коалиции, а также с приходом к власти новой команды во Франции, которая испытывала больший скептицизм в отношении перспектив минского процесса в целом. Другая причина была связана с общим кризисом «нормандского формата» и со сложившимся среди всех участников переговоров общим пониманием того, что у Берлина и Парижа не получается оказывать результативного давления на Киев и что, возможно, американцы лучше справятся с этой задачей, а также не получается найти компромисса между российской и украинскими сторонами переговоров.

Готовность Германии и Франции войти в дискуссию о мандате миссии ООН означает их желание вернуться к активной роли в процессе урегулирования в «нормандском формате». Здесь, во-первых, уместно напомнить, что Париж и Берлин являются гарантами Минских соглашений, а во-вторых, у европейцев могло сложиться понимание того, что слишком жесткое настаивание американцев на «широком» миротворческом варианте миссии и одновременно категорическое отрицание Киевом каких-либо переговоров с республиками по мандату не дает желаемого прогресса.

Для Кремля возвращение «нормандского формата» следует расценивать как позитивный момент. Пока опыт показывает, что Макрон и Меркель более открыты к учету интересов России в Донбассе, чем американская администрация. Трехсторонний характер саммита в этом смысле объясняется, скорее, не разрушительными последствиями дела Скрипаля (иначе бы имело смысл вообще заморозить переговоры по миссии и вместо этого демонстративно сосредоточиться только на теме «наказания» России), а тем, что французам и немцам нужно принципиально понять, чего можно добиться от Киева прежде, чем идти с каким-то содержательным предложением к Путину. Опять-таки следует напомнить, что именно украинская сторона сейчас ветирует компромисс, а не российская, поскольку Москва выразила готовность рассматривать «широкий» миротворческий мандат при условии, что он будет обсуждаться с республиками.

Разумеется, нельзя забывать о том, что у Киева также есть свой ситуативный интерес привлечь европейцев к переговорам. Украина стремится получить свои дивиденды от дела Скрипаля и воспользоваться фактом сборки ситуативной антироссийской коалиции. Киеву выгодно выработать единую с Парижем и Берлином позицию по миротворцам и тем самым подстраховать себя на тот случай, если Москва и Вашингтон смогут прийти к компромиссу по мандату миссии, который не будет по тем или иным причинам его устраивать. В таком случае, оказавшись под давлением американцев, Киев будет апеллировать к тому, что с европейцами достигнута, например, общая, но отличная в важных деталях позиция и что Париж (а вместе с ним и Лондон) способен задействовать угрозу вето проекта резолюции, который Москва и Вашингтон согласовали без учета его интересов.

Вопрос о согласовании мандата миссии — вопрос компромисса между Россией и другими постоянными членами Совбеза. Учитывая складывающиеся негативные внешние обстоятельства, нужно быть реалистом и понимать, что достичь сейчас такого компромисса, когда за резолюцию одновременно проголосуют не только Москва, Вашингтон и Париж, но и Лондон, будет крайне затруднительно. У Киева объективно больше возможностей играть против российских предложений. Но при восстановлении «нормандского формата», и учитывая упомянутую большую готовность европейцев искать реальный выход из конфликта, Москва, по крайней мере, получает больше возможностей играть на разном понимании политических и технических параметров миссии как среди европейцев, так и среди американцев, а также попытаться торпедировать тот антироссийский консенсус, который уже стал угрозой для урегулирования конфликта на востоке Украины.

Олег Игнатов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры  

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".