Статья
8622 3 Апреля 2018 21:23

Почему Париж и Берлин возвращаются к проблеме Донбасса

Как сообщили российские СМИ, в мае лидеры Германии, Франции и Украины планируют провести обсуждение возможной миротворческой миссии в Донбассе. Переговоры пройдут в трехстороннем формате без России. Российские дипломаты дали понять, что их не беспокоит сам факт проведения такого саммита, поскольку вопрос о введении «голубых касок» может быть решен только на площадке Совета безопасности ООН, то есть с участием России.

Согласование мандата миротворческой миссии является главной темой повестки переговорного трека между помощником президента России Владиславом Сурковым и спецпредставителем Госдепа по Украине Куртом Волкером. Пока Москве и Вашингтону не удалость сблизить свои позиции. Американцы не поддерживают предложенный Кремлем «узкий» мандат охранной миссии, в то время как Россия не готова поддерживать предложенный Белым Домом и Киевом «широкий» мандат миротворческой миссии.

Президент Путин раннее указывал на то, что компромисс может быть найден, если миротворческий мандат будет согласовываться Киевом и международными участниками переговоров с представителями республик Донбасса. В таком случае процесс переговоров и его итоговый результат будут рассматриваться как легитимные и в России, и неподконтрольной Украине части Донбасса. Сами представители республик предлагали вынести мандат миротворческой миссии на обсуждение Контактной группы. Однако Соединенные Штаты до сих пор отказываются от этого предложения, видя в этому угрозу легитимации республик в дальнейших переговорах и наталкиваясь на сопротивление украинской стороны.

Германия и Франция не принимали участия в процессе детального обсуждения мандата миссии. В сентябре прошлого года инициатива президента Путина о введении охранной миссии ООН в Донбасс была с энтузиазмом встречена в Берлине и Париже. Канцлер ФРГ даже предложила внести свои правки в проект резолюции, чтобы привести в соответствии географический ареал мандата «голубых касок» с мандатом СММ ОБСЕ в Донбассе. Миссия ООН получила бы право охранять наблюдателей по всей зоне конфликта. Путин поддержал эту идею, и Россия внесла правки в документ.

Однако после этого и Париж, и Берлин добровольно дистанцировались от обсуждения мандата миссии. Отчасти это было связано со сложными парламентскими выборами в Германии, за которыми последовало долгое формирование правящей коалиции, а также с приходом к власти новой команды во Франции, которая испытывала больший скептицизм в отношении перспектив минского процесса в целом. Другая причина была связана с общим кризисом «нормандского формата» и со сложившимся среди всех участников переговоров общим пониманием того, что у Берлина и Парижа не получается оказывать результативного давления на Киев и что, возможно, американцы лучше справятся с этой задачей, а также не получается найти компромисса между российской и украинскими сторонами переговоров.

Готовность Германии и Франции войти в дискуссию о мандате миссии ООН означает их желание вернуться к активной роли в процессе урегулирования в «нормандском формате». Здесь, во-первых, уместно напомнить, что Париж и Берлин являются гарантами Минских соглашений, а во-вторых, у европейцев могло сложиться понимание того, что слишком жесткое настаивание американцев на «широком» миротворческом варианте миссии и одновременно категорическое отрицание Киевом каких-либо переговоров с республиками по мандату не дает желаемого прогресса.

Для Кремля возвращение «нормандского формата» следует расценивать как позитивный момент. Пока опыт показывает, что Макрон и Меркель более открыты к учету интересов России в Донбассе, чем американская администрация. Трехсторонний характер саммита в этом смысле объясняется, скорее, не разрушительными последствиями дела Скрипаля (иначе бы имело смысл вообще заморозить переговоры по миссии и вместо этого демонстративно сосредоточиться только на теме «наказания» России), а тем, что французам и немцам нужно принципиально понять, чего можно добиться от Киева прежде, чем идти с каким-то содержательным предложением к Путину. Опять-таки следует напомнить, что именно украинская сторона сейчас ветирует компромисс, а не российская, поскольку Москва выразила готовность рассматривать «широкий» миротворческий мандат при условии, что он будет обсуждаться с республиками.

Разумеется, нельзя забывать о том, что у Киева также есть свой ситуативный интерес привлечь европейцев к переговорам. Украина стремится получить свои дивиденды от дела Скрипаля и воспользоваться фактом сборки ситуативной антироссийской коалиции. Киеву выгодно выработать единую с Парижем и Берлином позицию по миротворцам и тем самым подстраховать себя на тот случай, если Москва и Вашингтон смогут прийти к компромиссу по мандату миссии, который не будет по тем или иным причинам его устраивать. В таком случае, оказавшись под давлением американцев, Киев будет апеллировать к тому, что с европейцами достигнута, например, общая, но отличная в важных деталях позиция и что Париж (а вместе с ним и Лондон) способен задействовать угрозу вето проекта резолюции, который Москва и Вашингтон согласовали без учета его интересов.

Вопрос о согласовании мандата миссии — вопрос компромисса между Россией и другими постоянными членами Совбеза. Учитывая складывающиеся негативные внешние обстоятельства, нужно быть реалистом и понимать, что достичь сейчас такого компромисса, когда за резолюцию одновременно проголосуют не только Москва, Вашингтон и Париж, но и Лондон, будет крайне затруднительно. У Киева объективно больше возможностей играть против российских предложений. Но при восстановлении «нормандского формата», и учитывая упомянутую большую готовность европейцев искать реальный выход из конфликта, Москва, по крайней мере, получает больше возможностей играть на разном понимании политических и технических параметров миссии как среди европейцев, так и среди американцев, а также попытаться торпедировать тот антироссийский консенсус, который уже стал угрозой для урегулирования конфликта на востоке Украины.

Олег Игнатов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры  

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

19 Февраля 2019 Новости
Россия готовила кровавые провокации: украинские СМИ о вмешательстве РФ в выборы
 Россия готовила кровавые провокации: украинские СМИ о вмешательстве РФ в выборы Служба безопасности Украины обвинила Россию в попытках повлиять на украинские президентские выборы. По информации спецслужб, Россия готовила провокации в период между первым и вторым турами. Никаких доказательств представлено не было.
18 Февраля 2019 Новости
Страны ЕС договорились о новых санкциях против России
 Страны ЕС договорились о новых санкциях против России Европейские страны достигли политического консенсуса по новым санкциям против России, которые станут ответом на столкновение российских и украинских военных в Азовском море. Об этом заявила глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини.
18 Февраля 2019 Новости
УПЦ МП будет запрещена по решению суда
 УПЦ МП будет запрещена по решению суда Министерство культуры Украины заявило, что если религиозная организации не будут выполнять требования закона о переименовании, ее деятельность может быть прекращена по решению суда. Ранее Верховная рада приняла соответствующий законопроект.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".