Статья
814 22 августа 2012 14:24

Миграция в регионах

На минувшей неделе стало известно, что губернатор Александр Ткачев не войдет в состав предвыборного списка «Единой России» на выборах в региональное заксобрание, которые пройдут в октябре. Некоторые наблюдатели связали это с негативной оценкой действий администрации края во время наводнения в Крымске со стороны федерального центра, а также с неодобрением высказываний Ткачева на тему регулирования миграции в регионе (создание «казачьей полиции»). 

В действительности это решение стоит рассматривать, прежде всего, как элемент предвыборной стратегии, рассчитанный на борьбу с конкурентами: «ЕР» лишила своих оппонентов весомого повода для критики (глава края остается доминирующей политической фигурой и с его именем связывают как успехи в развитии экономики, так и негативные явления, связанные с преступностью и т.д.). Миграционные проблемы в ходе предвыборной кампании на первом плане, скорее всего, не окажутся: на данном этапе более наиболее значимым выступает восстановление Крымска. Однако со стратегической точки зрения они имеют важное значение.

В этом контексте заслуживает внимания дискуссия об ужесточении санкций за нарушение миграционного режима вплоть до уголовной ответственности. Напомним, она началась в экспертном сообществе после публикации предвыборной статьи Владимира Путина, посвященной проблемам реализации национальной политики. Говоря об активном развитии внутренней миграции, Путин подчеркнул необходимость «жестко отвечать» на «неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное поведение» со стороны «тех, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями». 

После этого представители федеральной власти высказывали мнения о том, что стоит изучить вопрос о том, достаточны ли те меры регулирования поведения мигрантов, которые содержат действующие редакции Административного и Уголовного кодексов. Работа идет: в июне стало известно о разработке нескольких законопроектов, которые проходят процедуру межведомственного согласования и ужесточают санкции. В частности, за совершение преступлений, связанных с незаконной миграцией, срок лишения свободы предлагается увеличить с 2 до 5 лет, а если при этом есть отягчающие обстоятельства, санкция возрастает с 5 до 10 лет лишения свободы. 

Учитывая это, заявление Александра Ткачева выглядит отнюдь не противоречащим федеральной конъюнктуре: речь шла именно о вызывающем поведении «кавказцев» вне пределов исторической родины. Скандальный характер его выступлению придало широкое обсуждение в СМИ, сопровождаемое высказываниями экспертов о противоречии Конституции, разжигании розни и т.п. Оснований для подобных выводов анализ выступления Ткачева не дает. 

Проблемы межнациональных отношений объективны и их невозможно игнорировать, тем более, что развитие внутрироссийской миграции создает предпосылки для усугубления ситуации. Так, по данным последней переписи населения, наибольший прирост населения зафиксирован в Северо-Кавказском федеральном округе - 6,3% (немногим более 9 милионов человек, лидеры – Дагестан и Чечня). Это объясняется традиционно характерным для исламской культуры высоким уровнем рождаемости и при сохранении существующего дисбаланса создает предпосылки для роста социальной напряженности и обострения межнациональных конфликтов. Наряду с этим, низкий уровень жизни в регионах СКФО вместе с высокой долей молодежи в составе населения и ограниченным предложением рабочих мест создает условия для воспроизводства социальной базы экстремизма: население при сохранении текущей ситуации будет расти быстрее, чем федеральная программа экономического подъема Северного Кавказа начнет приносить видимые результаты.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".