Статья
6053 15 ноября 2018 10:00

Политики в музыке стало много. Почему это хорошо?

Политики в творчестве в последние годы становится все больше. Новый клип IС3PEAK, выступление Loqiemean на митинге, строчка певицы Elvira T «столичный мэр сносит хрущевки, в которых нам сносило башни» — и это только за последний год.

Любопытно, что первыми эту игру начали, скорее, власти, попытавшись использовать заказные политические треки, которые моментально были раскрыты и высмеяны. Например, карьера Алисы Вокс, которая ожидаемо пошла на спад после «Ленинграда», после «Малыша», похоже, завершилась окончательно.

Потом была вторая попытка с блогерами к мартовским выборам — тоже провал. Неорганичные клипы с невнятными призывами вызывали только отторжение — у лиззки, Хованского и других блогеров начали массово «отваливаться» подписчики, их осудили коллеги, репутационный ущерб был восполнен лишь спустя несколько месяцев.

Тем не менее, процесс был запущен — политика в том или ином виде пошла в массовую культуру, ее начали обсуждать лидеры мнений, творческие люди, а Loqiemean, выступающий на сцене митинга в Москве, практически никого и не удивил.

Конечно, главной причиной, почему политика стала все сильнее проникать в творчество, является не попытки власти сыграть на этом поле, а очевидные проблемы в стране. В жирные нулевые мало кто из больших артистов того времени заметно и резонансно рефлексировал над происходящим. Граждане имеют свойство не интересоваться политикой до тех пор, пока все хорошо. Собственно, именно по этим причинам по всех западных демократиях наблюдается снижение явки на выборах: зачем лезть в мотор, если он исправно работает?

Российский мотор, заправленный посткрымским консенсусом, тоже справлялся неплохо, но случились скачок валют, рост цен на бензин, пенсионная реформа и НДС, и пассажиров в машине начало потряхивать.

Впрочем, касательно молодежи, есть и еще одна немаловажная причина. До недавних пор рефлексия на тему политики массово не охватывала условное поколение Z. Основная его часть оставалась аполитичной — молодежь и власть находились в разных плоскостях и практически не соприкасались друг с другом, если не брать в расчет немногочисленную профильную протестную публику.

2018 год — это Мария Мотузная и «Новое величие», закрытые профили ВК, массовая чистка сохраненок у далеких от политики людей и массовые отмены концертов. Словом, то, что еще год назад сложно было себе представить. Разница есть: одно дело, когда задерживают на формально несанкционированных митингах, другое — когда возбуждают реальные уголовные дела за безобидные мемы во «ВКонтакте». Ситуацию наилучшим образом описывает фраза: «Если вы не интересуетесь политикой, это ещё не означает, что политика не интересуется вами». Все это провоцирует дискуссию.

Возникает вопрос — в чем проблема? Почему уровень жизни падает, фактов коррупции становится все больше, а если выходить на улицу и задавать вопросы, то можно получить и по голове резиновой дубинкой от полицейского, который существует на твои же налоги. Вопросов становится все больше, а ответов — нет. Творчество же всегда было одним из самых эффективных инструментов рефлексии.

Вот мы и получаем альбом-манифест от Face, политические отсылки от Монеточки, и теперь и очень показательный и по-хорошему дерзкий клип от IC3PEAK, который очень точно фиксирует современные политические проблемы.


В клипе есть и Дом правительства (исполнительная власть), и Кремль (президент), и Здание органов госбезопасности на Лубянке (силовики, которые сейчас тоже являются политическими акторами). Не хватает только здания Администрации президента на Старой площади и Госдумы на Моховой.

Акт самосожжения, который демонстрируется в самом начале — одна из древнейших форм протеста. Здесь можно вспомнить студента Яна Палаха, который 16 января 1969 года, протестуя против вторжения войск ОВД в Чехословакию, на Вацлавской площади в Праге, сжег себя. Распространенной формой протеста такой метод является в Тибете. За несколько лет более 50 тибетцев прибегли к самосожжению.

В самом тексте тоже есть множество месседжей. «Вместе с другими тебя скрутят на площади» — очевидная отсылка к акциям протеста, которых с марта 2017 в России было не мало. «Я теперь готова ко всему на свете, я отсидела свой срок в интернете» — ответ на волну дел за лайки и репосты. Список можно продолжать. Очевидно, что и текст, и видеоряд — про политику, и это хорошо.

Почему же политика в творчестве — это хорошо?

Существующие проблемы необходимо проговаривать. Со свободой слова и информации в России, если верить рейтингам Freedom House, все довольно печально, наша страна имеет 0 в графе «Свободные и независимые медиа». Поэтому творчество остается одним из способов выражения собственного мнения, и клип, и альбом IC3PEAK это подтверждают.

Критика нужна обществу для того, чтобы выпускать пар и гасить нарастающую социальную напряженность. Если перекрыть все каналы, а митинги и дискуссия в соцсетях теперь — довольно опасное занятие, то может возникнуть опасная ситуация: при нарастании давления в итоге может произойти взрыв.

Критика нужна и самой политической системе. Да, в условиях внешнего давления и беспрецедентной консолидации политической элиты любая критика воспринимается как атака на саму систему. Однако самоизоляция и консервирование имеющихся проблем приведет к саморазрушению «черного ящика», который на долгое время оказался невосприимчив к сигналам, в него поступающим. Проблемы, которые поднимаются в творчестве — это то, что сегодня волнует общество. И хотя бы считывать эти сигналы, конечно, нужно.

Критика, в конце концов, нужна простым гражданам, которые, как ни странно, являются акторами публичной политики. Да, ее поле с каждым годом сужается все больше, но политологи все еще фиксируют признаки жизни у тяжелобольного.

Политики в творчестве в ближайшее время будет становиться все больше. Жить в парадигме «Я всего лишь писатель, моё дело писать — и не е**т», возможно, хорошо для героев антиутопии (что, как оказалось в итоге, не так), но точно не лучший вариант для реального мира.

Михаил Карягин, политолог

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".