Статья
1786 19 мая 2017 10:21

Поправки в закон о выборах повысят их легитимность

Сегодня Государственная Дума во втором чтении рассмотрит законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который вносит совсем некосметические изменения в процесс голосования на будущих выборах. 

Интересно, что накануне, в телеграм-канале Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) появилось сообщение, где подробно анализируются основные положения законопроекта. Это первый такой опыт открытой предваряющей аналитики. 

«Актуальные комментарии» обсудили выводы, сделанные специалистами ЭИСИ с руководителем департамента стратегических исследований и прогнозирования Института Екатериной Соколовой.

- Избирательных участков может стать больше. Законопроект дает возможность формировать участки т.н. «шаговой доступности». Что это даст в итоге избирателю и кому на самом деле облегчит жизнь – власти или оппозиции? Как будет принимать решение в каких регионах увеличат количество участков, в каких – нет.

- В ближайшее время регионы посмотрят на свою нарезку округов, оценят ситуацию и поймут, стоит ли им увеличивать количество участков, где и как это лучше сделать. Каждый регион выступает с инициативой, согласовывает с региональной избирательной комиссией, Центральной избирательной комиссией и дальше идет нарезка. Единственным риском может быть некоторый недостаток наблюдателей от малых партий. Но учитывая распространение видеоконтроля, наличие возможности направлять своих представителей на разные участки и рост популярности статуса наблюдателя, особых проблем не стоит ожидать.

Главный плюс этого решения в том, что оно действительно облегчает жизнь избирателю. Люди не очень хотят идти или куда-то ехать далеко даже для такого важного дела как выборы Президента. Кроме того, на территории с большими границами приходится задействовать «переносные урны», вертолеты и т.д. Сейчас во многих регионах такие проблемы снимутся. Так что от этого решения плюсы больше, чем возможные риски. Тем более, что ЦИК предлагает либерализацию доступа наблюдателей на избирательные участки. Это также касается и представителей СМИ. Так что проблем с контролем на участках возникнуть не должно. 

Также хочу отметить, что все меры нужно рассматривать в комплексе, с учетом отказа от открепительных удостоверений. Ни для кого не секрет, что огромное количество людей живет и учится не там, где прописаны, и ехать на участок им далеко и сложно. Например, молодой человек из Владивостока живет и учится в Питере. Ему тысяч тридцать надо было потратить на получение открепительного. Это же нереально. Сейчас всем, кто живет не по месту прописки, дается возможность принять участие в голосовании, думаю, что для многих это будет привлекательным предложением. Во многом облегчается жизнь и малым партиям, что также сделает политическое поле более разнообразным и привлекательным.

- Вы предупредили следующий вопрос о либерализации порядка назначения наблюдателей. В чем заключается «смягчение», станет ли проще осуществлять контроль за выборным процессом представителям неправительственных организаций? Какие могут быть ограничения в этом плане?

- В первую очередь, сняты ограничения, предполагающие, что одного наблюдателя можно отправить только на один участок и по поводу того, что список наблюдателей нужно подавать заранее. Теперь оба пункта уже не будут действовать. Скорее всего, можно будет прийти с письмом от кандидата или от партии прямо на избирательный участок в день голосования. 

-  Следующий вопрос - повышение уровня открытости процесса голосования.  Речь идет в том числе и об обеспечении участков веб-камерами? 

- Об обеспечении веб-камерами и интернетом лучше спросить у Минкомсвязи. Они за это отвечают. Закон проговаривает, что это должен делать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Но на самом деле, это совсем недорогая история – вебкамеры сейчас есть даже в школах. Тем более, что самим регионам, как я понимаю, и тратиться не придется.

Принципиально важно, что теперь для журналистов не понадобится аккредитация для присутствия на заседании избирательной комиссии. Единственное ограничение -  при подсчете голосов представителям СМИ понадобится аккредитация. Корреспондент должен работать в том или ином СМИ больше двух месяцев.

- Речь также идет об уменьшении количества подписей. Действительно ли облегчается жизнь самовыдвиженцам и представителей оппозиции?

 -  Меньше требований к подписным листам. Помимо того, что в 2012 году было сокращено количество необходимых подписей.  Сейчас упрощаются технические требования к подписным листам. Например, раньше надо было указывать точный адрес: Индекс, муниципальное образование, населенный пункт, район, улицу и т.д. Но в некоторых деревнях нет улиц, есть только дома. Раньше таким подписным листам отказывали. Их браковали как несоответствующие требованиям. Теперь, если можно точно идентифицировать адрес, подписные листы принимаются. Это как раз уступка непарламентским партиям, которым нужно собирать подписи, и облегчение для самовыдвиженцев. Последнее время и у нас, и за рубежом, партийная принадлежность стала ограничением для кандидатов, особенно для кандидатов на президентских выборах, когда им нужно получить сверхбольшинство голосов. Посмотрите на недавние выборы во Франции - от поддержки партийных блоков отказались два из трех кандидатов-лидеров Эммануэль Макрон и Жан-Люк Меланшон.

Так что в перспективе предлагаемая законодательная мера должна способствовать тому, что появится большее количество кандидатов, будет расширяться повестка выборов. Например, в парламенте не представлена партия «Зеленых». Она не преодолевает барьер. А интерес к экологической повестке есть. Было бы правильно, если она представит на выборах своего кандидата. Так что в идеале в будущем наше политическое пространство должно стать более ярким и разнообразным. 

- Есть еще такой пункт - законопроект освобождает членов избирательной комиссии от работы со списками избирателей или от подсчета голосов в государственный праздник накануне дня голосования.  Что это значит?

- Это условная история. Выборы должны быть назначены на март. Их назначает Правительство своим решением. В результате подготовка или подведение итогов голосования выпадают на праздничные дни, что неудобно. Эти нестыковки сейчас сняты. Женщины, а их как правило большинство в участковых комиссиях, смогут нормально отметить 8 марта.

- И последний пункт предусматривает полный отказ от досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям, которые, по некоторым оценкам, являлись возможностью для манипуляций. Как это скажется на явке? 

- Это принципиальная позиция ЦИК. Именно досрочное голосование вызывало много вопросов и обвинений, что процедура проводится непрозрачно, так как ее сложно контролировать. В этот момент наблюдатели не присутствуют на участке. Сейчас этот вопрос полностью снимается. «Серая зона», которая вызывала много вопросов, сейчас снята. Возможности для манипуляций стало меньше.  В итоге все меры направлены на повышение легитимности результатов выборов.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".