Комментарий
1254 5 Июля 2018 15:56

Последствия повышения НДС

Владимир Рожанковский экономистВладимир Рожанковский

Владимир Рожанковский
экономистВладимир Рожанковский
Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении ставки НДС до 20% с 1 января 2019 года. Между тем, Минэкономразвития прогнозирует инфляцию до 4% после повышения НДС. О возможных негативных аспектах данной меры «Актуальные комментарии» поговорили с ведущим экспертом «Международного финансового центра» Владимиром Рожанковским. 

— Я думаю, что Минэкономразвития завысили цифру — это максимальный негативный эффект, который может быть от повышения НДС. 

Повышение НДС в первую очередь не столько влияет на повышение цен, сколько на снижение потребительской активности в отношении тех товаров, которые облагаются НДС. А НДС у нас облагаются, как правило, товары с повышенной добавленной стоимостью — механизмы, приспособления, автомобили, все то, что имеет долгосрочное пользование. 

Как следствие этого, спрос физически сдвигается к более дешевым и примитивным товарам, в потреблении которых у россиян и так недостатка нет. У нас и так по сравнению с более-менее развитыми экономиками спрос имеет колоссальный сдвиг в сторону примитивных товаров каждодневного спроса. 

Повышение НДС влияет на дальнейший сдвиг этой стрелки в пользу примитивного спроса — это должно вызвать самое большое негодование в этой инициативе. Конечно, НДС можно и поднимать, и снижать, но сейчас эти вещи лучше не трогать. В апреле произошла девальвация рубля, и все вещи необходимо учитывать, когда Минфин принимает такие непопулярные меры.

Что касается инфляции, она, естественно, будет. Компании, которые продают услуги, облагающиеся НДС, будут стараться переложить это бремя на плечи конечного покупателя. Это, конечно, у них не удастся — спрос и так сильно упадет, а если вы еще и повышаете цену, то у вас просто не будут покупать продукцию. 

Сейчас нечто похожее происходит на АвтоВАЗе, который на последние модели с июля увеличил цены. У него за первые несколько дней практически ни одна машина не была отгружена с крупнооптового склада. Во-первых, это, конечно, молчаливый протест. Но, во-вторых, есть объективные вещи — и так еле-еле россияне покупают товары длительного пользования типа холодильников и стиральных машин, но, когда цены еще больше повышаются, спрос естественным образом падает.

С продавцами товаров с высокодобавленной стоимостью может произойти то же самое, что случилось вчера с «Натали Турс». Это главный эффект от повышения НДС. 

Добавочный эффект: ценники номинально повысятся, но в инфляцию в меньшей степени войдут, потому что это товары не будут реализованы. То есть, они останутся на складах у продавцов. Поскольку они не войдут в розницу и в финансовую систему, инфляция будет номинальной. Я здесь согласен с выводами Минфина, но их нужно немного подкорректировать в том смысле, что они не учли падение спроса на эту продукцию.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".