Статья
16 Октября 2015 9:30

Праймериз «Единой России»: технологии в ущерб конкуренции

Проведение предварительного голосования (также часто называемых «праймериз») должно стать одним из ключевых элементов мобилизационной кампании партии власти, предваряющей формальный старт парламентских выборов 2016 года. Однако выбор открытой модели данной процедуры может не только серьезно ослабить региональные партийные организации единороссов, но и очередной раз не позволит решить декларируемую задачу выдвижения наиболее конкурентоспособных кандидатов в депутаты.

«Единая Россия» первой из представленных в Думе партий взяла на вооружение процедуру предварительного голосования. В 2007 году в партии впервые были проведены праймериз. Однако из-за малого времени, отпущенного на подготовку, и отсутствия необходимых нормативных документов, данные праймериз являлись скорее попыткой тестирования нового механизма внутрипартийной конкуренции, чем реальным механизмом выдвижения кандидатов.

В 2009 году, после долгого обсуждения в самой партии, сопротивления части аппарата и при жестком давлении Администрации президента, норму о проведении предварительного голосования включили в Устав партии.

Впервые полноценное предварительное голосование в ЕР было проведено в июле-августе 2011 года, во время подготовки к выборам в Государственную Думу VI созыва. При этом соорганизатором праймериз выступил созданный за два месяца до этого Общероссийский народный фронт. Голосование было презентовано не только как отбор кандидатов на конкурентной основе, но и как «кадровый лифт» в большую политику для беспартийных представителей крупных общественных организаций. По замыслу организаторов, это должно было расширить базу поддержки ЕР в избирательной кампании.

Тем не менее своей цели праймериз в 2011 году не достигли. Они имели характер имитации открытой и честной процедуры, напоминая советскую традицию делегирования в советы передовых рабочих, колхозниц, заслуженных врачей и учителей и т.п. Праймериз не выдвинули ни интересных, ни по-настоящему перспективных новых лидеров. Но самое главное – они никак не помогли ЕР в «раскрутке» перед выборами. Несмотря на проведение предварительного голосования, результат партии ухудшился почти на 15% по сравнению с результатом 2007 года.

Можно выделить по крайней мере четыре причины провала предварительного голосования ЕР и ОНФ в 2011 году.

Во-первых, процедура предварительного голосования не вызвала особого интереса. Праймериз стали новым явлением, неизвестным избирателям, которые не знали, чего от него ждать. Интерес к партийной политике в целом в обществе находился и находится на низком уровне. Поэтому неудивительно, что процедура отбора кандидатов внутри партии прошла фактически незамеченной. Голосование охватило лишь малую часть потенциальных избирателей.

Предполагалось, что в праймериз смогут принять участие 225 тысяч выборщиков – членов партии и общественных организаций – или всего 0,21% избирателей. Так, в Москве, по данным партии, в них участвовало только 10,5 тысяч человек, в Башкирии – 6,5 тысяч. Узнаваемость процедуры была крайне низкой. Согласно опубликованному в августе 2011 года опросу ВЦИОМ, 79% россиян ничего не знали о праймериз ЕР и ОНФ, а 93% вообще не знали, что такое праймериз. Лишь 3% опрошенных было «хорошо известно», что партия власти проводит предварительное голосование.

Во-вторых, победа в праймериз совершенно не гарантировала участнику попадания в итоговый бюллетень для голосования в декабре 2011 года. Соответствующая норма не была прописана ни в Уставе партии, ни в положении о праймериз. Федеральный координационный совет, который нес техническую ответственность за проведение предварительного голосования, подводил итоги праймериз, а затем утверждал свои предложения по кандидатурам в состав федерального списка кандидатов. Таким образом, успешное выступление на праймериз позволяло лишь рекомендовать кандидата для попадания в список. Окончательное решение принималось за закрытыми дверьми.
***  
Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".