Статья
1559 25 октября 2016 7:46

Райкин против аристарховых

Художественный руководитель московского театра «Сатирикон», народный артист России Константин Райкин резко высказался против цензуры в искусстве и попыток общественных организаций посягать на свободу творчества, сообщает «Театрал». Его выступление на VII съезде Союза театральных деятелей России вызвало большой резонанс. Многие делегаты съезда выражали согласие со словами Райкина.

По словам Райкина, участились попытки различных общественных организаций оказывать давление на искусство и театр в частности.

Худрук «Сатирикона» сказал: «Меня очень тревожат (я думаю, как и вас всех) те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, «наезды» на искусство и на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные [заявления], прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность».

При этом беспокойство вызывает и другое – «Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется… Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры (я не знаю, как кто к этому относится) это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны… У нас это проклятие и многовековой позор нашей культуры, нашего искусства, наконец, был запрещен».

Он отметил, что «словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели».

По словам Райкина, российскому обществу грозит возвращение к порядкам сталинских времен: «И что сейчас происходит? Я вижу, как явно чешутся руки у кого-то все изменить и вернуть обратно. Причем вернуть нас обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена – в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин Аристархов (первый заместитель министра культуры. – «Т») так разговаривает. Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени Министерства культуры так человек разговаривает».

Режиссер подчеркнул, что государственные чиновники должны помогать искусству, а не пытаться им управлять. При этом вопросы у Райкина возникли и к цеховой солидарности. В трудное время, когда происходят нападки на искусство, творческим людям нужно сплотиться, убежден народный артист России. «Мы сидим и слушаем это. Мы чего – не можем как-то высказаться все вместе?», – спрашивает он.

Худрук «Сатирикона» отмечает, что разобщенность и незаинтересованность друг в друге – это не самая главная беда российского искусства. «Главное, что есть такая мерзкая манера – клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязует каждого из нас, работника театра (артиста ли, режиссера ли), не говорить плохо в средствах массовой информации друг о друге и в инстанциях, от которых мы зависим», – подчеркивает режиссер. Райкин поясняет: «Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом –напиши ему эсэмэску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации и делать это достоянием всех. Потому что наши распри, которые обязательно будут, будут, творческое несогласие, возмущение –это нормально. Но когда мы заполняем этим газеты и журналы, и телевидение –это на руку только нашим врагам. То есть тем, кто хочет прогнуть искусство под интересы власти. Маленькие конкретные идеологические интересы. Мы, слава богу, от этого освободились».

«Когда мочой обливают фотографии – это что, борьба за нравственность, что ли?», – спрашивает режиссер.  Он подчеркивает: «Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали. Это не так».

В заключение своей речи Райкин еще раз подчеркнул: «Нам нужно вместе соединиться и очень внятно давать отпор этому».

Цензура в сфере искусства недопустима, но нужно дифференцировать то, что создается за государственные средства и за частные деньги, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, сообщает МИА «Россия сегодня».

«Как таковая цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. Цензура недопустима, но при этом надо четко дифференцировать те постановки, те произведения, которые ставятся или снимаются за государственные деньги, и те, которые снимаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования», — сказал Песков, отвечая на вопрос, что в Кремле думают о высказываниях народного артиста Константина Райкина, заявившего о растущем влиянии государства в искусстве.

По его словам, если государство выделяет средства, то оно вправе обозначать тему. «Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему, государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему в рамках тех программ, которые находятся в имплементации… опять же это не цензура, не нужно путать это с заказом государственным», — пояснил Песков.

«А что касается произведений, еще раз повторяю, которые рождаются без участия государственных денег, то здесь главное не нарушать какие-то основные положения действующего законодательства. Имеется в виду борьба с экстремизмом, провоцирование розни на религиозной и иной почве. Главный критерий — это соответствие действующему законодательству. Конечно, цензура здесь никоим образом не приемлема», — добавил он.

Ранее первая в России выставка «Джок Стерджес. Без смущения», проходившая в Центре фотографии братьев Люмьер и маркированная 18+, вызвала громкий скандал. Стерджес фотографировал девочек и девушек из нудистских общин. Вход в центр братьев Люмьер блокировали активисты организации «Офицеры России», а неизвестный мужчина облил фотографии мочой. 
Сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова обратились в Генпрокуратуру, требуя проверить экспозицию, а глава комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков, назвав выставку «чистой пропагандой педофилии», пообещал приложить все допустимые законом усилия для закрытия фотовыставки. Директор Центра фотографии им. братьев Люмьер Эдуард Литвинский сообщил, что выставка прекратит работу. «Раз возник такой резонанс, мы не можем быть в стороне от этого. Мы готовы по согласованию с представителями Общественной палаты России прекратить работу выставки», - сказал директор центра. Причиной закрытия выставки стала критика фотографий со стороны общественных деятелей.

В феврале депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заявил о намерении обратиться в прокуратуру с просьбой проверить спектакль Райкина «Все оттенки голубого». Политик заподозрил постановку в нарушении законодательства о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних.

Ранее широкий резонанс получила ситуация в Новосибирском оперном театре, где после скандала с постановкой режиссером Тимофеем Кулябиным оперы «Тангейзер» сменилось руководство. Прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в отношении режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, который допустил к показу оперу, «оскверняющую предметы религиозного почитания». Суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления.

Народный артист России Константин Райкин — сын актера и руководителя Ленинградского театра миниатюр Аркадия Райкина. С 1988 года возглавляет московский театр «Сатирикон».

Автор:
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".