Комментарий
13 Декабря 2009 0:00

Рекорд

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Окончание литературного года все же не обошлось без конфуза. Если стоглавое жюри «Большой книги» на сей раз поработало на славу, предсказуемо и справедливо выведя на первое-второе места Леонида Юзефовича с «Журавлями и карликами» и Александра Терехова с «Каменным мостом» (причем разрыв между ними оказался столь незначительным, что вполне можно говорить о победе на равных) и отдав третье место 85-летнему патриарху Леониду Зорину за сборник минироманов «Скверный глобус», то «Русский Букер» отличился далеко не в лучшую сторону, проигнорировав как обоих триумфаторов «Большой книги», так и Романа Сенчина с его «Елтышевыми» (<a href="http://actualcomment.ru/daycomment/330/">роман №3 года</a> – по нашему и едва ли не по всеобщему убеждению) и провозгласив победительницей Елену Чижову с опубликованным в журнале «Звезда» романом «Время женщин». </p>
<p>В связи с недавним бесславным поражением российской сборной по футболу в Мариборе получила определенное хождение конспирологическая версия этого фиаско: наши, де, футболисты сыграли сами против себя на тотализаторе – и озолотились... Вздор, разумеется; а вот в истории с «Русским Букером» и впрямь произошло нечто схожее (хотя, надеюсь, и на безвозмездной основе): желание соригинальничать, удивив публику заведомо непредсказуемым решением, сыграло с жюри дурную шутку; правда, победа Чижовой и впрямь оказалась совершенно непредсказуемой, но только в силу очевидной абсурдности этого факта. Развивая футбольную аналогию, отмечу, что букеровский триумф Чижовой похож даже не на выигрыш Словении у России, а на гипотетическую победу Андорры в предыдущем отборочном цикле. Могла тогда победить Андорра? Ну, если бы одна команда соперников разбилась в авиакатастрофе, другая отравилась бы накануне обоих матчей, третья поддалась, а четвертую дисквалифицировали бы, то путевку на чемпионат и впрямь завоевала бы Андорра. С Чижовой всё произошло именно так. </p>
<div>Давным-давно попал мне в руки американский триллер, на обложке которого в рекламных целях было написано: «Вот книга, настолько страшная, что ни один критик не осмелился написать о ней ни слова!» И это опять-таки случай Чижовой: за десять лет ее виртуального присутствия в отечественной словесности (пять романов – и все на страницах «Звезды») творчество ее удостоилось одного-единственного критического разбора – и это был мой же собственный фельетон «Золотые люди» в петербургском журнале «На Невском», впоследствии перепечатанный в авторском сборнике «Жесткая ротация» (сайт журнала сломан, и в Сети «Золотых людей» сейчас нет). </div>
<div> </div>
<div>Творческую манеру и мировоззрение писательницы я бы назвал этническим детерминизмом. Все персонажи ее романов делятся на хороших людей, плохих и золотых. Хорошие люди, на взгляд писательницы, это иностранцы (французы, американцы и так далее) плюс новые иностранцы (литовцы, грузины, узбеки). Золотые люди (отсюда и название моего фельетона) – евреи. Плохие люди – русские; зато все без исключения. Ненавидит писательница также «совок». По ее прихотливой логике, непростительное преступление русского народа заключается в том, что он, злокозненно совершив Октябрьскую революцию, тем самым обрек на семьдесят лет неизбывных страданий литовцев с грузинами и узбеками, а главное, евреев. В букероносном романе «Время женщин» всегдашний этнический детерминизм Чижовой несколько завуалирован, но никак не более того: всецело, казалось бы, «русскую» историю (три старухи, живущие в коммуналке, хотят взять под опеку глухонемую дочку умирающей соседки-алкоголички) героически разруливает мудрый старый еврей. Написано всё это, кстати, сказово-сюсюкающим слогом, который у нас, в Питере, носит сленговое название «Ножки и ручки моей рыбки». </div>
<div> </div>
<div>Елена Чижова начинала со службы в эфемерном журнале «Всемирное слово», представлявшем собой маленькую распилочную западных грантов. Доросла там до главного редактора. Перешла затем в распилочную посерьезнее – на должность директора петербургского отделения ПЕН-клуба. С этой позиции и ворвалась в тоже подсевшую на халяву «Звезду», где ее полюбили точно так же и точно потому же, как и почему Фокс из «Места встречи изменить нельзя» полюбил директрису вагона-ресторана: здесь, говорит, помните, Глеб Жеглов, он кормится, здесь у него лежбище. Романы Чижовой печатаются в «Звезде» с колес. Здесь один из них даже выпустили в книжной форме – правда, тиражом в 600 экземпляров. </div>
<div> </div>
<div>У «Русского Букера» давний «толстожурнальный» вкус и столь же давние связи конкретно со «Звездой»: там до сих пор регулярно печатается супруга первого английского куратора русской премии. Кто-нибудь от «Звезды» ежегодно попадает в жюри (на сей раз это был поэт, прозаик, актер и культуртрегер Владимир Рецептер). Соответственно, каждый из объективно неудобочитаемых романов Чижовой оказывается в «длинном» (а трижды и в «коротком») списке премии. Оказывается как мебель – и, разумеется, именно как мебель и воспринимается. </div>
<div> </div>
<div>Что же произошло на сей раз? Захотели соригинальничать. Терехов с Юзефовичем свое получили, им не дадим; победы Сенчина все ждут, ему не дадим; Борис Хазанов и Елена Катишонок вроде бы всем хороши (один живет в Германии, другая – в США), но эмигранты они «несистемные», невлиятельные, за них никто не просит. А за Чижову просят! Да еще как просят! Вот и дадим премию Чижовой – благо, ее никто не читал (роман даже не был выложен в Журнальном зале) и, будем надеяться, не прочтет! </div>
<div> </div>
<div>Позорное решение, конечно. Совершенно позорное. </div>
<div> </div>
<div>На торжественном обеде Елена Чижова объявила, что потратит премиальные деньги на издание собственных романов отдельными книгами. Букеровский лауреат, которому приходится издаваться за свой счет, потому что его романы – и он сам это знает – не интересны и никогда не станут интересны никому. </div>
<div> </div>
<div>Рекорд, написал у себя в <a href="http://delya-rape.livejournal.com/386393.html">блоге </a>критик Борис Кузьминский. </div>
<div> </div>
<div>И впрямь рекорд. </div>
<div> </div>
<div>Русского Букера пора включать в книгу Гиннеса!</div>
<div> </div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".