Статья
2 Июля 2015 13:36

Над Приморьем взойдет новая «Звезда»

Над Приморьем взойдет новая «Звезда»
Фото: pixabay.com

В дальневосточном городе Большой Камень состоялось рабочее совещание по реализации проекта создания судостроительного кластера на Дальнем Востоке. В нем приняли участие министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушко, председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, а также представители голландской компании Damen Shipyards Group.

На совещании обсуждались вопросы развития судостроительных активов компании «Роснефть» и реализации проекта создания судостроительного комплекса «Звезда». Кроме того, были затронуты темы обеспечения судостроительного комплекса кадрами, а также создание для него социальной и инженерной инфраструктуры.

По поручению президента России Владимира Путина, «Роснефть» совместно с ОАО «Газпромбанком» на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» создает промышленный кластер, ядром которого станет новый судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. Как отмечается на официальном сайте компании — «реализация данного проекта позволит сформировать новый промышленный кластер на Дальнем Востоке России и будет иметь значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей».

Судостроительный комплекс «Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. тонн металла в год. Проект строительства нового комплекса реализуется в три очереди. Первая пусковая очередь СК «Звезда» должна обеспечить строительство среднетоннажных судов и морской техники. Вторая очередь предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. Реализация третьей очереди подразумевает введение сухого дока с производственными цехами для создания офшорной морской техники в бухте «Пяти охотников».

Игорь Сечин, выступая в ходе совещания, заявил: «Мы завершили процедуру вхождения консорциума «Роснефти» и «Газпромбанка» в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, в которую входит ряд заводов в Дальневосточном регионе, один из которых — «Звезда». С этого момента наша задача — активизировать работу по реализации проекта».

Владимир Миклушевский в свою очередь отметил, что новый судостроительный кластер позволит региону создать дополнительные рабочие места, улучшит налоговую базу. «Я лично курирую проект. 10 тысяч специалистов планируется привлечь к работе: часть из них — жители Приморья, часть — приезжие. Для них необходимо строить жилье с развитой социальной инфраструктурой», — уточнил глава Приморья.

В сообщении «Роснефти» подчеркивается, что в рамках развития данного судостроительного кластера будет создан инжиниринговый центр численностью до 300 человек, нацеленный на  разработку рабочей конструкторской документации и технологической подготовки производства, а также на проектирование судов и морской техники полного цикла, в том числе и арктического класса.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев сообщил «Актуальным комментариям», что создание «Роснефтью» новых производственных кластеров является серьезным шагом для развития промышленности всей страны. «Это, безусловно, очень важный шаг, и его можно только приветствовать. Все мы прекрасно знаем, что после распада Советского Союза у нас практически уничтожен рабочий класс. Осталось очень немного специалистов, которые могут работать руками, и также достаточно мало инженеров, которые могут работать головой над созданием техники и новых технологий. И то, что сейчас предприняты шаги по восстановлению этих рабочих и инженерных коллективов,  — это очень важно», — отметил эксперт.

Заместитель директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский в интервью «Актуальным комментариям» сообщил, что освоение любых шельфовых нефтегазовых проектов, в том числе и арктических, необходимо проводить с максимально большой долей российского оборудования. «Если проводить работы, только арендуя зарубежную технику, а потом расплачиваться за эту аренду нефтью, в нашей стране не будет развиваться собственная промышленность», — заявил эксперт.

По его мнению, сейчас компания «Роснефть» делает очень важные шаги по восстановлению того высокого уровня российской промышленности, который был в советское время. «Создание нового судостроительного кластера даст толчок для развития судостроительной промышленности на Дальнем Востоке. Но это является позитивным фактором и для развития всей российской промышленности, та как производство сложных установок морских буровых потянет за собой развитие производственных комплексов на многих десятках, если не сотнях других предприятий, в других регионах страны», — отметил Василий Богоявленский.

Ученый также сообщил, что, к сожалению, после распада СССР в России произошло значительное сокращение судопроизводства. «В восьмидесятые годы, когда шло развитие шельфовых проектов, первоначально оборудование было импортное, однако уже к концу восьмидесятых годов было налажено собственное производство. И если говорить, например, о самоподъемной буровой (СПБУ) установке «Мурманская», то она уже была полностью построена на российских верфях, и также были построены ряд других полупогружных буровых установок. Но, к сожалению, уже налаженное производство приостановилось, многие кадры были утеряны, и сейчас ощущается серьезный кадровый голод. И это также одно из важнейших направлений, которое надо развивать и восстанавливать», — считает эксперт. 


Подготовила Екатерина Дейнего
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".