Статья
7 Апреля 2015 16:44

Российское образование должно пережить новую реформу

В России вновь активизировалась дискуссия о необходимости реформы образования. Нет сомнений, что совершенствовать образовательную модель необходимо, вопрос лишь в том — кем и как эта реформа должна проводиться, чтобы не «добить» образование окончательно.

7 апреля с критикой системы образования выступил президент Сбербанка Герман Греф. На экономической конференции ВШЭ Греф отметил, что качеством образования сейчас недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели. Он также указал на то, что в 2000–2013 годах госрасходы на высшее образование выросли в 21 раз, однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире. По оценке экономиста, улучшить систему образования можно за шесть лет.

В том, что реформы нужны, уверены и большинство экспертов. «Образование у нас явно неудовлетворительное и непрерывно меняется к худшему, — констатирует журналист и политический консультант Анатолий Вассерман. — Действительно, резко возросло производство бухгалтеров и юристов, явно сверх необходимого. И в то же время резко упало не только количество инженеров и ученых, но и качество их подготовки».

Эксперт связывает ухудшение качества с тем, что Россия заимствовала у Запада систему образования, «нацеленную на производство не мыслящего человека, а обезьяны, надрессированной по определенному сигналу нажимать определенную кнопку и при этом не имеющей ни малейшего понятия о том, какие процессы стоят за этими сигналами и кнопками». Притом, по оценке Вассермана, сам Греф несет значительную долю ответственности за нынешнее положение образования.

Говоря об увольнении министра образования Дмитрия Ливанова, призывы к которому все чаще раздаются в обществе, Вассерман выразил мнение, что отставка необходима. Однако, по оценке журналиста, сама по себе смена министра не остановит разрушение системы образования при сохранении российским правительством нынешнего курса. «Даже если мы назначим депутата Смолина министром образования и науки, но оставим премьер-министром Медведева или назначим премьер-министром Грефа, это значит, что все равно образование будет меняться к худшему», — полагает эксперт. Одним из ключевых пунктов реформ, по мнению Вассермана, должно быть «отстранение от каких бы то ни было связанных с государством дел всех адептов либеральной религии, включая и Грефа».

Читайте также Стипендия с задержкой

Выступая в ВШЭ, Герман Греф, в частности, заявил, что для улучшения системы образования необходимо обновлять вузы от «закрытых систем» (их он отнес к первому поколению) до университетов третьего поколения. Их ключевая роль в обществе — не защита истины (институты первого поколения) или открытие законов природы (второе поколение), а создание ценности, пояснил Греф, передает РБК.

По его мнению, «громадное количество вузов, которые финансируются из бюджета, должно быть резко сокращено».

Глава Сбербанка также заявил о необходимости связать систему образования с рынком. По его оценке, предпосылки к этому имеются — университетами все больше и больше начинают управлять профессиональные менеджеры.

Между тем, как отметил Греф, около 60% работодателей считают квалификацию своих сотрудников критически недостаточной.


Подготовили Лина Вискушенко, Вадим Погиба
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".