Статья
5 Февраля 2015 11:10

РЖД нашли ответственных за отмену электричек

«Российские железные дороги» после прозвучавшей накануне разгромной критики президента России назвали ответственных за срыв пригородного сообщения в регионах. Причина в неудовлетворительной работе самих субъектов Федерации в части реализации правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Накануне Владимир Путин на совещании с вице-премьерами потребовал вернуть россиянам отменные электрички. Глава государства был непреклонен: проблема касается тысяч людей, и она должна быть решена незамедлительно, а не спустя месяцы. Ответственными были назначены минтранс и курирующий его работу вице-премьер Аркадий Дворкович.

РЖД отреагировали тут же. Компания пообещала восстановить пригородное сообщение. А затем опубликовала официальный пресс-релиз: с критикой (правда, не президента, а Счетной палаты) перевозчик согласен, но именно в той части, где ответственными назначаются сами субъекты РФ. В компании напоминают, что в 2011 году из состава ОАО «РЖД» была полностью выведена деятельность по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении.

«Нежелание ряда субъектов Федерации развивать гармоничную транспортную систему регионов до сих пор не позволило обеспечить ни полную безубыточность деятельности пригородных пассажирских компаний (только 11 из 25 ППК обеспечили в 2014 году безубыточную деятельность), ни передачу убыточным компаниям основных средств — депо и подвижного состава», — говорится в заявлении РЖД. Компания в рамках железнодорожной реформы неоднократно обращалась к субъектам РФ (которые и являются акционерам ППК), предлагая увеличить уставной капитал пригородных пассажирских компаний на паритетной основе путем наделения их имуществом. Но у регионов нет возможности внести в уставный капитал денежную сумму, необходимую для сохранения долей в уставном капитале, признают в РЖД.

«Стрелки перевели на регионы и правительство», — комментирует заявление РЖД директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов, напоминая, что заказ на региональные перевозки формируется именно регионами. Но, по сути, проблема крутится вокруг денег. «РЖД, в принципе, все равно, откуда их получать — из регионов или от правительства. Но кабмин, дав на одну программу, может такую же сумму сократить по другой», — сказал эксперт «Актуальным комментариям». Регионы, подчеркивает он, более зависимы от РЖД, но и они испытывают финансовые проблемы. Особенно в части компенсаций льготных билетов: не секрет, что пригородные электрички используется в основном малоимущими и льготниками, т.е. теми, у кого нет личного автотранспорта и кому невыгодно пользоваться коммерческими автобусами.

Политолог прогнозирует, что после вмешательства президента ситуация вполне может исправиться, так как никто не хочет, чтобы из-за транспортной проблемы и так не очень счастливый народ вышел на протестные действия. «Но в любом случае это будет перекладывание из кармана в карман. Поедут электрички — значит, сократится финансирование чего-то другого», — заключает Смирнов.

Член комитета Госдумы по транспорту Андрей Андреев (КПРФ) в эксклюзивном интервью «Актуальным комментариям» сказал, что у РЖД есть мощности, чтобы наладить сообщение в ближайшее время. Вместе с тем, корень проблемы - в попустительстве. Большинству регионов удалось договориться с перевозчиком. Проблемы возникли там, где губернаторы самоустранились от решения проблемы. «Проблема может разрешиться только следующим образом — регионы в лице губернаторов субъектов Российской Федерации все-таки более серьезно отнесутся к данной ситуации и не будут устраняться, тем самым провоцируя напряжение социальной обстановки», - заключил парламентарий.

Ольга Доронина.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".