Статья
30 Июня 2016 10:09

Шахер-махеры

Выступая в Верховной Раде по случаю юбилея конституции, президент Порошенко заявил, что голосование по поправкам в части децентрализации в «основной закон» Украины состоится только после выполнения целого пакета условий, среди которых: полное прекращение огня в Донбассе, вывод иностранных войск с территории страны, доступ специальной мониторинговой группы к российско-украинской границе и т.д. и т.п.

Для кого-то откладывание децентрализации стало неожиданностью. Но на самом деле ничего сверхъестественного не произошло. Обыкновенная киевская многоходовка. О том, что так и будет, Россия предупреждала с самого начала.

Год назад представители Порошенко настойчиво уверяли всех партнеров в необходимости «упаковать» статью об особом статусе Донбасса в большой пакет конституционных поправок по децентрализации. Убеждали, что так легче протащить ее через Верховную Раду. Ей, дескать, придется принять его целиком, поскольку перераспределение полномочий в пользу регионов было твердо обещано. Не только кандидатом в президенты, но и всеми партиями в ходе недавней парламентской кампании.

В Москве возражали: статью про особый статус лучше принять отдельно. Во-первых, это увеличило бы ее конституционный вес. Во-вторых, изменения в законы, связанные с Донбассом, и реформа институтов местной власти, например, на Западной Украине, плохо совмещаемы. И предсказывали проблемы в будущем.

Представители Германии и Франции предпочли не заметить подвоха. Наоборот, им нравился «тонкий» ход. Не терпелось поставить галочку напротив пункта о децентрализации в списке реформ, необходимых для поддержки украинской власти со стороны МВФ. И фонд немедленно отреагировал на подобный «прогресс», выдав очередной транш в 1,7 млрд долларов.

Дальнейшие события развивались по обычному для Украины сценарию. Команда президента прикладывает максимум усилий для того, чтобы потерять в работе с Радой побольше времени. Параллельно его пиарщики обрабатывают общественное мнение для укрепления мифа о неприемлемости статьи об особом статусе. Хотя следовало бы сделать наоборот – использовать имеющиеся медийные и административные ресурсы для убеждения элиты и граждан: статья не так страшна, как ее малюют.

Но логика украинской власти была другой. Теперь ей необходимо было убедить европейцев и американцев в том, что статью об особом статусе протащить через Раду невозможно из-за негативных настроений. Более того, для их улучшения необходимы очередные транши. Без постоянных вливаний будет тяжело справиться с «набирающими вес радикалами».

Когда же выяснилось, что Западу становится понятен механизм этого мелкого по приемам, но крупного по размерам шантажа, в игру включились законодатели. Спикер Парубий «вдруг» сообщает, что Рада «случайно» попала в регламентную ловушку – голосовать по поправкам по децентрализации не следует из-за наличия в них статьи об особом статусе, а изъять ее из пакета после одобрения в первом чтении уже невозможно.

Напоследок Порошенко переворачивает смысл всей задумки с ног на голову: принимать поправки по децентрализации оказывается нельзя, пока не будут выполнены пункты Минских соглашений, связанные с обеспечением безопасности в районе конфликта на юго-востоке. С этой логикой даже облапошенные западники не могут не согласиться. Иначе как оправдать свою собственную наивность. А тут вроде все увязано. Минские соглашения. Децентрализация. Особый статус. И много еще чего.

Порошенко не нужно никакое перераспределение полномочий между Киевом и регионами. С ним он теряет значительную часть власти. Поэтому статью об особом статусе Донбасса решено использовать для откладывания децентрализации по всей Украине. Многоходовкой Порошенко убил сразу двух зайцев – решил вопрос с партнерами по переговорам на Западе и сманипулировал общественным мнением внутри страны. Теперь все, кто требовал децентрализации для Львова или Одессы, вынуждены повременить, чтобы не быть обвиненными в сепаратизме.

Конечно, политика, как и война – путь обмана. Порошенко и компания, поднаторевшие в подобных проделках, – удачливые дельцы, думающие о собственной выгоде, а не о каких-то возвышенных идейных принципах. Тем более, что в большинстве случаев люди склонны забывать, с чего все начиналось и пытаются найти позитивные аргументы там, где должны бы почувствовать себя обманутыми и возмутиться. Может, какие-то люди и склонны, а мы – нет.

Именно поэтому в Москве нынешней киевской власти доверять не склонны. Причем не только потому, что команда Порошенко раз за разом пытается на переговорах по Донбассу навязать подобные же многоходовки, но и в свойственной винницким базарным шахер-махерам манере склонна полагать, что этих ее плутней никто не замечает. 

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора
____________

Читайте также:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".