Статья
7463 3 июня 2017 9:41

«Шестёрка» и «профсоюз ветеранов»

В Европе шутят, что Германия закрепила за собой статус единственной сверхдержавы, а Меркель стала самым влиятельным политиком в мире, поскольку три года назад способствовала исключению России из «восьмёрки», превратив её в «семёрку», а теперь вот и США попросила на выход, превращая «семёрку» в «шестёрку».

Как известно в каждой шутке, собственно шутка составляет исчезающе малую величину, остальное – реальность. Меркель действительно оказалась единственным европейским политиком, не просто выразившим разочарование озвученной в ходе саммита НАТО и заседания G-7 позицией президента США, но и продекларировавшим готовность Европы обойтись без них «взять свою судьбу в собственные руки». Меркель также осталась единственным европейским политиком втянутым в украинский кризис и несущим непосредственную ответственность, как за сам украинский переворот, так и за попытки урегулирования конфликта в Донбассе (ради чего были созданы нормандский и минский форматы). Личная репутация и политические перспективы федерального канцлера во многом зависят от того удастся ли ей вывести Германию из данного кризиса без репутационных и политических потерь.

Так же, как Трампу необходим ничейный результат в Сирии, чтобы иметь возможность сконцентрировать ресурсы США против Китая, Меркель необходим ничейный результат на Украине, чтобы подтвердить международно-политический вес Германии и её лидерство в ЕС. Но позиция канцлера уязвима, поскольку страдает дуализмом. Интересы германской экономики, германского бизнеса властно диктуют партнёрство с Москвой. Если уж санкции невозможно снять по политическим соображениям, от канцлера требуют компенсаций в виде гарантированных поставок дешёвого (по сравнению с другими источниками) газа, а заодно превращения Германии в газовый хаб ЕС, что должно дополнительно увеличить как политический вес Берлина, так и возможности германского бизнеса.

Таким образом, политика Меркель страдает дуализмом. С одной стороны она свернула финансово-экономическую поддержу Киева и обеспечила принятие на уровне Европейского Союза решений, открывающих дорогу строительству смертельного для Украины «Северного потока – 2». С другой, вынуждена изредка проводить бесплодные встречи с Порошенко, которые последний использует для самопиара.

Германия увязла в украинском кризисе и не может из него вырваться. Когда Меркель говорит о том, что ей необходимо какой-то прогресс в урегулировании в Донбассе, она не лжёт. Здесь проблема не в Украине, а в политическом будущем самой Меркель. Она допустила ту же ошибку (только не в таких критических масштабах), что и Киев – втянулась в антироссийскую кампанию под прикрытием США и имея за спиной весь ЕС. Казалось, что решение было беспроигрышным. И вот, через три года Меркель брошена всеми серьёзными союзниками, имеет на балансе, кроме Украины ещё кучу восточноевропейских лимитрофов и не имеет возможности повлиять на решения ключевых игроков, которые всё ещё задействованы в украинском кризисе (России, ДНР/ЛНР и Украины).

Уговоры Путина в Сочи не увенчались успехом. Очевидным проседанием германской политики тут же воспользовался новый французский президент Эммануэль Макрон, пригласивший Путина в Париж. Дело в том, что в условиях выхода Британии из ЕС и отстранённости от континентальной политики, а также отказа США тащить на себе в рамках НАТО финансирование военных амбиций Европы, Германия и Франция остаются двумя лидерами Европейского Союза. Если раньше, необходимость противостоять англо-саксонскому тандему их сближала, то теперь между  ними обостряется конкуренция.

Новый французский президент не связан украинским кризисом – нормандский формат изобретение его предшественника и судьба Киева никак не связана с судьбой Макрона. Наоборот, ему необходимо опровергнуть созданный штабом Ле Пен в ходе избирательной кампании его образ инфантильного юноши, который будет находиться на побегушках у «матушки» Меркель. «После этих выборов Францией будет управлять женщина: или я, или фрау Меркель», - утверждала Марин Ле Пен.

Обладающая ядерным оружием и статусом постоянного члена Совета безопасности ООН Франция формально сильнее Германии в военно-политическом плане. Но, пока война в Европе не началась, этот перевес мало что значит. Зато Берлин, являющийся локомотивом ЕС оставил Францию далеко позади в плане финансово-экономического влияния на европейском континенте. Германские деньги обеспечивают Берлину значительно больший вес в ЕС, чем даёт Франции её абстрактное право вето на решения Совбеза ООН. Погружающаяся в долговую яму вслед за европейским югом Франция, конечно значительно благополучнее и устойчивее Греции и даже Италии, но сравнения с Германией не выдерживает.

По сути, после ухода США и Британии франко-германское доминирование в ЕС превращается в единоличное германское. С этим французы, всегда претендовавшие на первую скрипку в континентальном концерте, смириться не могут. Но и единолично бороться с Берлином за первенство (скорее за сохранение нынешнего баланса сил и интересов) Париж не может.

При этом, опереться в нынешних условиях Макрон может только на Россию. Повторю, что для Франции украинский кризис играет периферийную роль, а репутация нынешнего президента с ним пока никак не связана. В Париже не хуже, чем в Берлине понимают, что игру с Украиной пора кончать – Киев не козырь, но обременение. Французы также понимают, что как минимум до осенних выборов в Германии Меркель будет связана репутационными рисками и постарается не совершать резких движений. Если уж в разрешении данного кризиса невозможен выгодный федеральному канцлеру прорыв, то надо, чтобы о нём вообще не вспоминали.

Таким образом, Макрон получает около полугода для выстраивания собственных отношений с Россией и, в случае успеха, получения в лице Москвы некоего противовеса, балансирующего германское господство в ЕС. Поскольку украинский кризис является для России чувствительной проблемой, для выстраивания прагматичных отношений о нём лучше забыть. Тем более, что ни лично Макрону, ни Франции он ничего хорошего не принесёт, а проблем может создать много. При этом вопрос санкций, которые никто не собирается снимать не обсуждается – рассматриваются проблемы перспективного сотрудничества в существующих условиях.

Итак, Франция ищет возможность сохранить свои позиции в ЕС и поэтому нуждается в улучшении отношений с Москвой. Возможно особого продвижения вперёд в плане какой-то конкретики и не будет, но реальная вовлечённость Парижа в чувствительные для Москвы процессы должна снизиться.

США концентрируют ресурсы на Ближнем Востоке и, ради этого отказываются  от активной игры даже на площадке НАТО, оставляя Европу в военно-политическом одиночестве. В этих условиях, заявленное назначение переговорщика на место Нуланд является явным свидетельством намерения обозначить присутствие, но не слишком активничать.

Если бы США имели намерение активно вовлечься в процесс, то переговоры велись бы на уровне президентов или, как минимум в паре Тиллерсон-Лавров. В таком формате можно говорить о выработке неких новых решений. США же планируют возобновить переговорный процесс в паре Сурков-Нуланд. Это аппаратный уровень, предполагающий возможность оперативных консультаций по заранее обозначенному кругу вопросов, позволяющий постоянно держать президентов в курсе развития событий, но не ориентированный на принятие решений.

США имитируют сохранение свой вовлечённости в урегулирование кризиса, поскольку из репутационных соображений не могут просто так выйти из процесса. Но они явно не собираются занимать в этом вопросе активную позицию. Для них важен Ближний Восток.

Оставшаяся за столом с Россией фактически в одиночестве Германия также не заинтересована в обострении проблем. Для Меркель актуально дождаться 24 сентября 2017 года, получить подтверждение коалиционного мандата и сохранить канцлерство. После этого руки у неё будут относительно развязаны, для любых действий.

Все серьёзные западные партнёры Киева оказались в ситуации, когда они заинтересованы либо в улучшении отношений с Москвой, либо, как минимум в их стабилизации. Поддержка киевского режима практически прекратила их интересовать.

Но в условиях отсутствия западной поддержки, как сам Порошенко, так и весь украинский системный политикум теряют единственное преимущество, заставлявшее радикалов мириться с ними. Пока их сохранение на ключевых должностях обеспечивало финансовую и политическую поддержку Запада, радикалы, хоть и не без проблем, но готовы были подчиняться.

Когда поддержка Запада исчезла, радикалы начали диктовать собственную повестку дня: от блокады Донбасса, до закрытия социальных сетей. В последние полгода режим Порошенко всё активнее переходит от квази-конституционного к открытому террористическому правлению. Однако радикалы могут осуществлять террор значительно эффективнее и они не связаны никакими обязательствами.

До сих пор украинских радикалов сдерживало только отсутствие единства. В отличие от НСДАП в Третьем рейхе, они не представляли единой силы, а были расколоты на массу мелких партий и групп.

Последние штурмы Львовского облсовета и Киевского горсовета, показывают, что и ранее претендовавший на роль общеукраинского фюрера лидер полка «Азов» и партии «Национальный корпус» Билецкий достиг серьёзных успехов в позиционировании «Азова» и связанных с ним структур, как общеукраинской нацистской точки сборки.

Штурм во Львове показал, что «Азов» готов к действиям уже и в Галиции, которая ранее была подконтрольна его нацистским конкурентом из тягныбоковской «Свободы». Штурм в Киеве продемонстрировал возможности дестабилизации в столице. Кроме того, в данном случае Билецкий продемонстрировал политическую гибкость. Львовское требование освобождения всех осуждённых «героев АТО» было заменено на более актуальное для Киева требование обеспечения тех же «героев» официальным статусом. «Азов» выступил в роли «профсоюза героев АТО».

Билецкий продемонстрировал, что на местном уровне может добиваться своего в ранее чужих для него регионах (Киев и Галиция). Теперь вопрос заключается в том, сможет ли он выбить из Порошенко общенациональную амнистию «героям АТО». Если да, то «Азов» однозначно станет главной нацистской структурой на Украине, подчинив себе остальные группировки. В таком случае, Порошенко мог бы сохраниться как фасадная часть режима, а правили бы за него нацисты. Однако амбиции самого Порошенко и его окружения вряд ли позволят им согласиться на такой вариант.

Если же власть вступит с «Азовом» в конфронтацию, то 200-300 тысяч нацистов и «героев АТО» - составляют мобилизационный резерв Билецкого. Понятно, что не все они активно поддержат «Азов», ещё меньше выступят с оружием в руках, но для окончательной дестабилизации ситуации в стране сил достаточно. Напомню, что власть Януковича, куда более прочная и законная, чем власть Порошенко, пала под давлением менее, чем десяти тысяч (возможно даже менее, чем пяти тысяч) боевиков в Киеве и 20-30 тысяч по всей стране.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

*Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".