Статья
1723 29 октября 2015 16:44

Сирийский конфликт: в поисках оси

Тактический союз Москвы, Тегерана и Дамаска по военному противостоянию ИГИЛ все чаще упрощенно рассматривают как долгосрочный политический альянс.

Однако детальный анализ позиции каждой из сторон показывает, что трансформация военного сотрудничества в политический блок, и даже в своеобразную ось «Москва—Дамаск—Тегеран» противоречит интересам каждого из участников данного альянса. Эти противоречия не настолько велики, чтобы помешать успешному военному сотрудничеству, но и не настолько малы, чтобы говорить о стратегическом политическом союзе.

Россия — «единая Сирия»

Россия стремится обеспечить собственные интересы в регионе на основе международного права и с опорой на действующие власти Сирии как легитимного участника международного сообщества. Путин не делает политических инвестиций в Асада как такового, а, скорее, видит партнером. Именно поэтому он так спокойно реагирует на тему ухода Асада, что вызывает удивление на Западе. Для Путина важен легитимный, прозрачный механизм формирования политической власти в Сирии, и куда менее важно, какую фамилию будет носить новый глава страны. При этом вся политика на сирийском направлении подчинена более крупной задаче Москвы на Ближнем Востоке — не позволить США и действующим заодно с ними монархиям Персидского залива объявить нынешний региональный порядок «исчерпанным» и нуждающимся в тотальном переустройстве, разумеется, в пользу США и их союзников.

Вариант поэтапного политического решения, гарантирующего легитимность транзита через контролируемые властью парламентские и президентские выборы — устраивает Москву больше, чем вариант радикальный — развал страны и заморозка ее в новой конфигурации. Россия сделала крупные финансовые инвестиции в Сирии, в частности, в нефтяные и газовые проекты. По данным сирийской торгово-промышленной палаты, к 2011 году Россия инвестировала $19 млрд в формате прямых проектов в Сирии, не считая военно-технического сотрудничества (по разным оценкам — еще около $5 млрд). Политические же инвестиции в блокирование проектов сухопутных трубопроводов в Европу из Аравийского полуострова лояльным Москве правительством Сирии оцениваются некоторыми экспертами в $70 млрд. Потери Москвы от ливанизации Сирии были бы куда больше суммы прямых российских инвестиций в страну. Эти инвестиции гарантируют лишь единая страна, стабильные сирийские государственные институты, построенные по принципу политической преемственности, а отнюдь не персональный режим Асада.

Иран — «раздел зон влияния»

Иран давно поддерживает иракских, афганских и пакистанских шиитов, не говоря уже о полностью контролируемой Тегераном ливанской «Хезболле», чтобы сражаться на стороне сирийской армии, но под руководством советников и командиров Корпуса стражей исламской революции. Иран рассматривает в этом контексте армию Асада, как и любую другую союзную вооруженную группу, не придавая ей в своей военной стратегии роли армии-союзника. С точки зрения Ирана, против халифата воюют не Иран и Сирия как государства, а Иран и несколько вооруженных группировок, и официальная армия Дамаска — просто одна из них.

У этого принижения политического веса сирийской армии есть понятный мотив. Иран в этой войне надеется перечертить демографическую карту региона – в этом его главная политическая ставка. Выдавливание суннитов из Забадани и пригородов Дамаска в окрестности провинциального горного Идлиба — давняя мечта шиитов в их противостоянии с суннитами в этой части региона. В стратегическом плане это гарантирует шиитский коридор под иранским управлением, который тянется до Хомса, Дамаска, и далее до границы Ливана с выходом к Средиземному морю. Стратегическую ценность такого коридора для Тегерана, чья нефть сегодня заперта горловиной Персидского залива, контролируемой саудитами, трудно переоценить.

***

Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".