Статья
1406 19 декабря 2014 12:52

Сложности «налогового маневра»

Эксперты отмечают, что цена нефти в рублевом эквиваленте практически не изменилась с начала года. Падение котировок было компенсировано ростом курса доллара. Так, котировки нефти Brent c начала 2014 года сократились на 44%, в то время как в результате снижения пошлин и резкого падения курса национальной валюты уровень цен на нефть на внутреннем рынке страны снизился менее чем на 10%. 

Цена на нефть играет отнюдь не главную роль в структуре цены на бензин: маржа переработки колеблется от нуля до 6%. Себестоимость нефти в структуре цены составляет около 30%. Назвать этот бизнес премиальным довольно сложно. При этом надо учитывать, что снижение цен на нефть на 10% оказывает влияние на конечную цену на бензин лишь в пределах 3%. 

Существенную же часть в структуре цены на бензин занимают акциз (28%) и транспортировка. Так, РЖД увеличила тарифы в 2014 году на 12,5%—13,4%. При этом с января 2015 года будут дополнительно проиндексированы железнодорожные тарифы на 10%, а тарифы Транснефти — на 6,75 — 7,50%.

В свою очередь, «налоговый маневр», который вводится со следующего года, практически обнуляет маржу переработки. В итоге это может привести к сокращению переработки и «выталкиванию нефти» на экспорт. В среднесрочном периоде — год-полтора вполне вероятно, что «налоговый маневр» будет способствовать дефициту бензина в стране!

При этом надо учитывать, что из-за того, что объемы производства бензинов в зимние месяцы выше спроса, риск дефицита на внутреннем рынке минимальный. Но с продолжением падения цен и ростом спроса в летние месяцы любой дисбаланс, вполне может быть, приведет к значительному дефициту и как следствие «вымыванию бензинов». 

Из-за введения «налогового маневра», который приводит к снижению пошлин на автобензины, существует и высокий риск вымывания моторного топлива на экспорт, особенно в период их дефицита. 

Соответственно, при ограничении роста цен на внутреннем рынке правительству необходимо наладить жесткий контроль над экспортом и остатками топлива.

По данным Роснефти, определенное повышение цен из-за транспортного тарифа было только по одному Дальневосточному региону. Это в первую очередь связано именно с высокими транспортными затратами на этом направлении. 

На примере фактических продаж в 2013 и 2014 гг. наблюдается явный сезонный характер динамики биржевых цен на автомобильные бензины. В декабре, следуя тренду на снижение крупнооптовых цен на бензины, началось постепенное снижение розничных цен на АЗС компании в регионах России. Так, с 1 по 15 декабря цены на бензины на АЗС ОАО «НК «Роснефть» снизились в среднем от 0,05 руб./л до 0,8 руб./л. в следующих регионах: Москве и Московской, Псковской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Курской, Орловской, Ростовской, Ульяновской, Курганской, Томской, Тамбовской, Иркутской областях. А также в Алтайском крае и Северной Осетии.

Марина Соколовская

3 февраля 2022 Новости
Энергетическая безопасность: почему Европа не сможет отказаться от российских ресурсов
 Энергетическая безопасность: почему Европа не сможет отказаться от российских ресурсов Европе не удастся полностью отказаться от российского газа, поскольку она на три четверти зависит от импорта топлива, считают эксперты. Одновременно с этим Европейский союз после двух лет размышлений решил, что атомная энергетика и природный газ будут временно считаться «зелеными» источниками энергии, способствующие переходу к безуглеродной экономике. Однако, как полагают аналитики, даже такой шаг не сможет удовлетворить потребности европейских стран.
28 января 2022 Новости
Высокие цены и дефицит топлива: эксперты о влиянии потенциальных санкций против России на Европу
 Высокие цены и дефицит топлива: эксперты о влиянии потенциальных санкций против России на Европу Возможные санкции против Москвы в энергетическом секторе ударят по Европейскому союзу сильнее, чем по США, отмечают эксперты. По их словам, зависимость Европы от поставок энергоносителей ослабляет позиции Запада при обсуждении ограничительных мер. 
12 февраля 2020 Новости
«Роснефть Аэро» расширяет международную сеть авиатопливообеспечения
 «Роснефть Аэро» расширяет международную сеть авиатопливообеспечения «Роснефть Аэро» расширила международную сеть авиатопливозаправочного бизнеса. Компания вышла на азиатский и ближневосточный рынки авиатопливобепечения, а также продолжает укреплять свои позиции в Европе.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".