Статья
1893 20 апреля 2010 0:11

Визит Каримова в Москву

В Россию с официальным визитом прибыл президент Узбекистана Ислам Каримов. Накануне узбекского лидера Дмитрий Медведев принял в неформальной обстановке в резиденции в Барвихе.

20 апреля прошли официальные переговоры, в центре которых было торгово-экономическое сотрудничество и вопросы безопасности в Центральной Азии.

Открывая встречу, президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что  Узбекистан для России является стратегическим партнером. «Мы развивали и будем развивать все возможные связи с дружественным нам государством», - подчеркнул он.

Глава российского государства обозначил темы обсуждения. Прежде всего, он обратил внимание на экономическую составляющую, заявив, что у России и Узбекистана есть хорошие шансы повысить товарооборот. При этом, по словам Дмитрия Медведева, «помимо финансового кризиса - здесь, вроде, наша планета начинает выходить из него, - существует целый набор сложностей и угроз, которые для нашего региона типичны».

В том числе среди стоящих вопросов, напомнил президент России, - ситуация вокруг Афганистана, которая требует разрешения, а также целый набор внутренних проблем.

В этой связи он отметил ситуацию в Киргизии, подчеркнув, что и Россия, и Узбекистан заинтересованы в том, чтобы в этой республике была сильная власть, а народ процветал и имел четкое представление о своем будущем.  

Проблемам Киргизии, судя по заявлениям сторон,  на переговорах уделено особое внимание. Так и президент  Узбекистана Ислам Каримов тоже упомянул о вопросах  безопасности, обеспечении стабильности «в нашем неспокойном Центральноазиатском регионе», включенных в повестку.

Он считает, что «сквозным вопросом наших взаимоотношений является наполнение содержанием те значимых договоров и соглашений, которые есть между Россией и Узбекистаном. «Я имею в виду договор о стратегическом партнерстве, о союзничестве», - сказал узбекский лидер.

Ислам Каримов подчеркнул, что необходимо определиться с приоритетами, «которые сегодня можно реализовать в условиях непростой современной ситуации, складывающейся в целом в мире».

«Положение дел дает достаточно оптимизма, чтобы думать о тех возможностях, которые надо задействовать между Россией и Узбекистаном», - сказал президент республики.

«Узбекистан в лице России видит надежного, проверенного партнера, который не раз и не два доказывал и показывал, что Россия является решающим звеном не только в обеспечении мира и стабильности во всем мире, но и, прежде всего, в Центральной Азии», - сказал президент республики.

Он выразил надежду, что начавшийся накануне «открытый разговор» позволит и дальше «открыто говорить о недостатках, однозначно являющихся преградой на пути интересов и Узбекистана, и России».

Итогом переговоров в Москве стало совместное заявление, подписанное президентами России и Узбекистана.  В нем, в частности, говорится, что позиции по основных вопросам мировой политики и ситуации в центрально-азиатском регионе близки или совпадают.

Россия и Узбекистан договорились также взаимодействовать в сферах транзита и транспортных коммуникаций. «Стороны выразили стремление способствовать скорейшему осуществлению строительства и реконструкции автомобильных дорог международного транспортного маршрута Е-40, на пути которого расположена свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) "Навои», - говорится также в совместном заявлении.  В нем отмечается, что «узбекская сторона высказалась в пользу подключения РФ к освоению СИЭЗ путем инвестиционного, технологического и иного участия в создании там совместных предприятий».

Кроме того, была подписана программа сотрудничества между правительствами РФ и Узбекистана в культурно-гуманитарной сфере на 2010-2012 годы.

Среди подписанных документов также меморандум о взаимопонимании между правительствами двух государств в вопросах реализации перечня мероприятий в сфере военно-технического сотрудничества на 2010-2012 годы.

Между таможенными службами России и Узбекистана был подписан протокол об организации эксперимента по предварительному информированию.

Подводя итоги прошедших переговоров президент России вновь поднял тему Киргизии. «Россия оказала гуманитарную помощь Киргизии, но полноценное экономическое сотрудничество возможно, только если будут созданы там институты власти», - сказал Дмитрий Медведев. «По сути, необходимо возродить государство, а государства в настоящий момент нет. И мы рассчитываем на то, что временное руководство Киргизии будет предпринимать для этого все необходимые и достаточные усилия», - заявил он по итогам переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

Президент РФ подчеркнул, что «анархия самым жестким образом может ударить и по интересам народа Киргизии, и по интересам соседей». Дмитрий Медведев выразил надежду на стабилизацию социально-экономической ситуации в республике и «приобретение государством всех необходимых качеств». «И крайне важна легитимация всех властей, стало быть, проведение выборов, а не осуществление полномочий де-факто. И только в этом случае можно развивать полноценное экономическое сотрудничество», - отметил президент РФ.
 

***
Товарооборот между РФ и Узбекистаном в 2009 году составил 2,5 млрд долларов, он снизился на 24% по сравнению с 2008 годом. Экспорт сократился на 17%, импорт - на 35%. В январе-феврале 2009 года объем двусторонней торговли составил 285 млн долларов, что на 11% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном были установлены 20 марта 1992 года. Президенты РФ посещали Узбекистан пять раз, в частности нынешний глава государства Дмитрий Медведев побывал в республике 22-23 января 2009 года.

Президент Иcлам Каримов находился с визитами в России семь раз. Последний официальный визит состоялся 5-6 февраля 2008 года.
 

Комментарии экспертов

Визит Ислама Каримова в Россию предваряла поездка вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова в Ташкент. В самой узбекской столице ту поездку считают успешной, из чего можно сделать прогноз о достаточно позитивном предстоящем диалоге двух президентов. Прежде всего, Узбекистан вновь заручился поддержкой российского руководства в водно-энергетическом споре с Таджикистаном по поводу строительства Рогунской ГЭС. Во время своего пребывания Иванов подчеркнул, что строительство крупных энергетических сооружений в Центральной Азии должно строиться исключительно с учетом мнения приграничных государств. Иными словами, по поводу строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане Москва заняла сторону Узбекистана, а по поводу Камбаратинской ГЭС в Киргизии – Казахстана.

Однако фактически старт к возрождению (или, как сейчас принято говорить, «перезагрузке») российско-узбекских отношений был дан в январе 2009 года во время визита Дмитрия Медведева в эту центральноазиатскую страну. Тогда российский президент и озвучил российскую позицию по узбекско-таджикскому спору, что позже стало поводом для охлаждения отношений Москвы и Душанбе, однако в силу крайне бедственного экономического положения Таджикистана Эмомали Рахмон все же не пошел с Россией на открытый конфликт с продолжением. Поддержка Россией узбекской позиции по столь важному вопросу, как «водный», связана со многими факторами. Прежде всего, с особыми энергетическими отношениями Москвы и Ташкента: российскому руководству важно сохранить доминирующее положение на узбекском газовом рынке, что в свете диверсификации энергопотоков за счет продажи топлива в Китай делает Узбекистан менее уязвимым для давления извне. Вместе с тем финансовый кризис сблизил позиции двух стран, и, как признаю в Узбекистане, страна крайне заинтересована в изучении российских мер по изменению тенденции к снижению стоимости мировых цен на углеводороды.

Второй момент, который продолжает волновать российское руководство, геополитическое позиционирование Узбекистана в условиях актуализации на Западе «афганской» проблематики. Некоторое время назад в Узбекистане был подписан План сотрудничества с США на 2010 год, который предполагает расширение участия американской стороны в политической, экономической сферах и социальной сферах. Однако, по всей видимости, в чем заинтересован сейчас Узбекистан, так это в повышении своей роли в урегулировании ситуации в Афганистане. И Вашингтон, судя по характеру узбекско-американского диалога, призван активно этому способствовать. В последнее время Узбекистан заметно расширил контакты с Западом, что не соответствует интересам РФ. При этом российская дипломатия, несмотря на подобную тенденцию, демонстрирует переговорную пассивность, что еще сильнее подталкивает Ташкент к многовекторности во внешней политике.

Повышение роли Узбекистана в стабилизации обстановки в Афганистане лишь один из значимых для Ташкента проектов, презентуемых на международном уровне. Не так давно в Узбекистане была создана свободная экономическая зона «Навои», призванная стать привлекательным объектом для внешних инвестиций. И этот проект, судя по всему, в среднесрочной перспективе станет предметом переговоров на высоком уровне как с российским руководством, так и с другими крупными партнерами Узбекистана.

 

Ситуация в Киргизии представляет опасность для Узбекистана, который является достаточно бедным, аграрным государством с авторитарным режимом. Со времен провозглашения независимости Узбекистан возглавляет Ислам Каримов. Его режим - это жесткая восточная деспотия.

Конечно, он не хотел бы, чтобы нестабильность с территории Киргизии перекинулась в его страну. И он предпримет все меры, чтобы этого не случилось, тем более что на юге Киргизии существует влиятельная киргизская община, которая невольно втянута в происходящие в стране события.  Каримов не может остаться равнодушным и будет защищать интересы узбеков, которые находятся в соседней стране, фактически оставшейся без правительства.     

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".